Jump to content
Sign in to follow this  
PIOneer

Дайте спринтеру разогнаться!

Recommended Posts

В 2007 году российские профи, выступающие за иностранные команды в шоссейных гонках, выдали немало впечатляющих результатов. Например, Евгений Петров, представляющий омский велоцентр, был седьмым в общем зачете легендарной «Джиро д'Италия». Российских гонщиков можно без труда обнаружить в составе ведущих команд мира.

Share this post


Link to post
Share on other sites
UnPinned posts

На треке нашим спортсменам приходится не в пример тяжелее. Даже самые закоренелые оптимисты признают: в развитии спринтерских видов мы отстаем от Запада на многие годы. Вот почему переоценить победу Дмитрия Леопольда на международном турнире в Москве очень сложно. Этот успех стал для России единственным за последние несколько лет.

post-8-1238947927_thumb.jpg

Многократный чемпион страны в гите, выступающий за Омскую область, спокойно относится к своим российским победам:

 

- Конечно, в очередной раз стать лучшим в стране приятно, но на международной арене любой гонщик с удовольствием опустит тебя с небес на землю. Нам надо биться с иностранцами, «толкаться» с ними, чтоб знали и даже боялись. В Москве – получилось. Но от усталости я этому и порадоваться толком не мог! С разницей в четыре дня у нас прошли два полноценных блока гонок: кейрин, обычный и олимпийский спринт, он же «итальянка». На одном турнире я финишировал в кейрине вторым, а следующий выиграл. После победы без сил пролежал неделю…

 

Самое интересное, что прежде в кейрине - этой японской вариации на тему традиционного спринта - Дмитрий даже на чемпионате России становился в лучшем случае вторым.

 

- В Москву приехали основные гонщики 12-15-ти стран. Многие из них – представители UСI-центра. У Международного союза велосипедистов (UCI) есть свой велоцентр с уникальной методикой подготовки. Там спортсмены занимаются и темповыми, и спринтерскими видами. Эти ребята выступают очень сильно. Они – элита мирового спорта. Например, в кейрине до полуфинала доходят 12 гонщиков. Человек восемь из них обычно представляют центр или тренировались там раньше. И вот на соревнованиях в Москве я обогнал всех. Не могу сказать, что находился в какой-то особой форме, просто очень хотелось победить, да и терять было нечего.

Выиграл первый заезд, прислушался к себе: самочувствие нормальное. В финал решил выходить с первого места. В тот день хмуро было и вдруг выглянуло солнышко. Думаю: «Ну всё, это знак. Пора «газовать»! (Улыбается.) В итоге ушел от преследователей метров на двадцать. Потом выложился в финале, куда прошли многие именитые спортсмены, в том числе спринтер из Чехии – 10-й номер мирового рейтинга. Объехать меня никто не смог.

post-8-1238947938_thumb.jpg

После этой блистательной победы Дмитрий приехал в Омск. Вместе с ним в родной город вернулся и Валентин Савицкий. В 2007-м году 22-летний спортсмен увеличил представительство наших гонщиков в сборной России до 2-х человек.

 

Не перевелись еще на Руси…

 

Многочисленные рассказы о богатырской комплекции трековиков не оказались преувеличением! Штанга – первый после велосипеда снаряд в жизни каждого спринтера – делает свое дело. Хотя Дмитрию «раскачиваться» для обретения нынешней формы практически не пришлось.

 

- Это всё природное! Мышечная масса растет как на дрожжах. Мне наоборот приходится прилагать немалые усилия, чтобы ее рост сдерживать. Ограничиваю себя в еде, больше работаю на выносливость. Если начну есть, что захочу, или серьезно возьмусь за штангу, меня попрет во все стороны (смеется).

- Но ведь для спринтера хорошая мышечная масса – далеко не последняя вещь?

- Да. Но всё хорошо в меру. Каждый лишний килограмм придется «кормить», он увеличивает потребность в кислороде. Я мог бы раскачать торс, сделать себе бицепс за 50 сантиметров – это не проблема. Но тогда надо и объем легких на пару литров увеличивать, а это уже не в моих силах!

 

Как ни странно…

 

…своим нынешним успехам Дмитрий в каком-то смысле обязан «лихим людям», укравшим у него – 11-летнего мальчишки – велосипед. Покупать новый велик родители наотрез отказались, а долго оставаться пешим не хотелось. Выход нашелся. Правда, чтобы гарцевать перед друзьями на новой «машине», пришлось не только записаться в секцию, но и участвовать в соревнованиях. Иначе получить велосипед в домашнее пользование было невозможно. Вот только сугубо меркантильный интерес к занятиям скоро сменился хорошим спортивным честолюбием.

 

- На местные соревнования я поехал после пары месяцев тренировок и сразу стал четвертым. Подумал: «Ничего себе! Так я, наверное, и вторым-третьим смогу быть?» Смог. Еще через полгода оказался 10-м на чемпионате Казахстана. Появился новый стимул – попасть в тройку. Так и пошло. С 12 лет разъездная жизнь, сборы. А главное, давалось всё достаточно легко. Я с самого детства был сильный, большой не по годам. И спортивная подготовка имелась: из плавания ушел только из-за частых простуд, еще занимался баскетболом, лыжами. Маме не хотелось, чтоб я сидел без дела!

 

«Гонялся» Дмитрий достаточно успешно: входил в юниорскую сборную Казахстана, но в выпускных классах школы велоспорт всё-таки бросил. С развалом Союза и без того скромное финансирование практически прекратилось, исчезли и перспективы. Дима уже готовился поступать в Школу милиции, но к велосипеду его снова вернул случай. В том, что талант не стоит зарывать в землю, его буквально перед вступительными экзаменами убедил бывший тренер. Так из казахстанского Петропавловска Леопольд попал в Омск, на кафедру велоспорта СибГУФКа.

- В институте я продолжал ездить шоссейные гонки, но, честно говоря, не особо получалось – масса-то большая! И вот Иван Михайлович Скосырев, который работал со мной с первого курса, предложил попробовать себя в трековых гонках. А я еще в Казахстане в 12 лет попал в юношескую сборную на треке и примерно знал, что и как там делается. Немного потренировались и поехали на зимний чемпионат России. Я с ходу выиграл гонку на 1000 метров.

 

Пришел, увидел, убедил

 

Наметанный глаз заслуженного тренера СССР и Казахстана Ивана Михайловича Скосырева в Леопольде не ошибся. Парня определенно стоило переводить с шоссе на трек. Вот только сам Скосырев, в прошлом неоднократный чемпион Союза и триумфатор международных гонок, прежде работал с гонщиками в основном на шоссе. Поэтому тренерский опыт в спринте набирал вместе со своим учеником, что называется, по ходу пьесы.

post-8-1238947945_thumb.jpg

- Сегодня Дима вырос настолько, что способен тренировать сам. Он нашел свою линию работы. Я даже не могу убеждать его готовиться по-другому. Это будет ошибочно! И Дима, и Валентин очень много трудятся. Их не надо заставлять, напрягать, контролировать. Можно сказать, я им уже не нужен (улыбается). Они понимают, что и для чего делают. Знают, как работают немцы, французы. Какие килограммы поднимают на тренировках, какие передачи «крутят», с каких стартуют. Поэтому для меня сейчас важнее пробить им сборы, устроить быт, создать условия. Хорошо помню, как всё начиналось. Ездили с Димой на соревнования, ночевали где-то в подвалах… Просто стыдно было! Ну а с Валей оказалось полегче – всё-таки ситуация с середины 90-х изменилась.

 

Для Валентина Савицкого, как и для его старшего товарища Лео, прошедший год, без сомнения, самый успешный в карьере. Серьезную дистанцию от школьной велосипедной секции до сборной страны студент-отличник СибГУФКа преодолел за 5 лет.

 

- Конечно, заниматься я начал, прямо скажем, не рано. Спорт для меня в школе всегда был отдушиной: футбол, волейбол, баскетбол. А в семнадцать я решил попробовать велосипед. За 2-3 летних месяца смог себя неплохо проявить, показал, что у меня есть сила, здоровье для занятий этим спортом. Появились победы на уровне области. Но серьезного опыта в юниорах я не получил – слишком быстро вышел из возраста. Только однажды, через год после начала занятий, побывал на первенстве России. Высоких результатов не показал, но мотивацию тренеры, наверное, заметили. И тогда Иван Михайлович - в это время он уже тренировал Диму - предложил перейти на трек.

 

Первую медаль взрослого чемпионата России – бронзу в гонке на тысячу метров – Валентин добыл в 2006-м. Повторение этого результата годом позже, вкупе с большим количеством стартов, позволило попасть в главную команду страны.

post-8-1238947964_thumb.jpg

- В гите и спринте я два года стабильно езжу по времени мастера спорта. В августе был очень близок к тому, чтобы проехать «международника»: двести метров в спринте прошел за 10,402 секунды. До следующего звания не хватило двух тысячных! Достаточно было бы показать 10,4.

В этом наш вид спорта: люди годами отвоевывают у самих себя сотые доли секунды…

Что касается гита, то в этот раз километр дистанции я прошел за 1 минуту 6 секунд. То есть за второй медалью ехал на 2,5 секунды быстрее, чем за первой (улыбается). Не могу сказать, что это очень высокое время. Но я стараюсь верить в себя, и мне кажется, это неплохой прогресс за год. Я чувствую, у меня есть ресурс, и знаю, что смогу прибавить.

 

Гит или не гит? Вот в чем вопрос

 

До недавних пор любимой дисциплиной многих спринтеров была гонка на 1000 метров. «Километр» - это классика жанра. Природную силу и скорость здесь можно проявить в полной мере, а результат всегда зависит только от тебя самого.

Увы, на предстоящих Олимпийских играх именно гит стал своеобразной «разменной монетой». Дебют мастеров ВМХ в Пекине стал возможен только после исключения из Игр мужской и женской гонки на 1000 и 500 метров. МОК делает ставку на более зрелищные дисциплины. Простой и олимпийский спринт, кейрин.

post-8-1238947973_thumb.jpg

- Для меня «километр» не был любимой гонкой, но как любой спринтер, я сожалею, что его вывели из программы Олимпиады, – рассказывает Валентин. - Это неимоверно тяжелый вид. В нем задействована вся функциональная система, весь мышечный аппарат. Как правило, ты приезжаешь на финиш и готов умереть! (Смеется.) Хочется упасть на полотно и не вставать. Иногда даже нет сил пересесть с трекового велосипеда на шоссейный, чтобы «закатиться»: дать мышцам прийти в норму. Есть те, кто держатся более стоически, но и они находятся в полуобморочном состоянии. Настолько «разрываются» мышцы, руки, ноги, выпучиваются глаза…

Лично мне больше нравится кейрин. В нем не нужна такая сумасшедшая «тяга» как в гите, а в сравнении со спринтом он гораздо динамичнее. В спринте ты борешься с одним человеком, в кейрине на трек одновременно выходят 6-8 гонщиков. Чтоб победить, нужно думать за всех шестерых.

 

Для Леопольда – многократного чемпиона России именно в гите – решение МОК, наверное, более болезненно. Но нет худа без добра. Кто знает, удался бы Дмитрию столь мощный прорыв в кейрине без этого непопулярного решения Олимпийского комитета?

 

- Главная фишка гита в том, что в нем случайностей – минимум. Если ты сильнее, ничто не помешает это доказать. В кейрине гораздо больше риска. Сначала до 50 км/час всех раскатывает мопед, но за 2 круга до финиша он уходит с трека. Всю гонку идет жесткая борьба за позицию. Спортсмены толкаются, иногда наваливаются друг на друга всей массой. В Германии на ЧМ в финальном заезде упало четыре человека. Двое не смогли финишировать, еще пара ребят прибежала к финишу на своих двоих, с велосипедами в руках. По правилам такой финиш засчитывают, главное, чтобы «машина» была с тобой. А карбоновые велосипеды хрупкие, разлетаются в щепки! Так гонщики и финишируют: руль в одной руке, колесо в другой (улыбается).

 

Как «читают» соперников

 

- Дима, что ты предпринимаешь в ситуациях, когда на треке становится особенно жарко?

- Приемы, которые выручают, идут из моего гитового прошлого. За круг до финиша всегда начинается «замес», потому что по силам гонщики примерно равны. Находиться в этой куче опасно – могут уронить. Благодаря гиту у меня есть затяжной финишный рывок. Вот я и начинаю его за полтора-два круга до финиша.

- Можно подумать, всё так просто…

- А не стоит усложнять! По сути, эту работу реально выполнять и на тренажере. Скажем, я должен ехать со скоростью 60 км/час, держать ее одну минуту, а в конце постараться немного добавить. Выходишь на трек: мопед разгоняет тебя до 50 км/час. Но что это за скорость, если ты привык работать на шестидесяти?! Сразу выходишь на свою, рабочую. Тебе нормально, даже запас есть, а народу сзади уже тяжело. Но делать нечего, догоняют, только с 60 км/час взвинтить темп сложно. И если я сам разогнался до семидесяти, то со свистом мимо никто не пролетит. Когда соперник выложился и практически со мной поравнялся, я снова «раскручиваюсь». Знаю, что на последних 300 метрах могу разогнаться до 75-ти и заранее накатываю на финиш.

Вообще, когда в работе отталкиваешься от объективных вещей – таких как скоростные показатели – всё становится проще. Ты знаешь свои возможности, знаешь, сколько можешь терпеть. Уходит паника, приходит контроль над мышцами и психикой. Это очень здорово!

post-8-1238947981_thumb.jpg

- Значит, особым образом перед гонками не настраиваешься?

- Наверное, нет. Просто внимательно смотрю на соперников…

- Отработанным устрашающим взглядом?

- Зачем?! (Улыбается.) Просто смотрю. Того, кто «перегорит», сразу видно. Он ёрзает, зубами скрипит, руль несчастный во все стороны крутит. Реально становится смешно! На последних соревнованиях присмотрелся: три человека «смешных», я четвертый, значит, обогнать остается двоих. Немного их отпустил, потом крутанул, и они уже сзади. Всё!

- Физическая готовность, уверенность в себе… Другие составляющие у твоего успеха есть?

- Надо работать и понимать, что ты делаешь. Осознавать, каково влияние получаемой нагрузки на организм. Поэтому надо «забираться» не только в велоспорт, но и в другие дисциплины. Появилась минутка – я сразу ищу в Интернете что-нибудь новое по спортивной физиологии, медицине. В России научные работы по спринту практически не ведутся, и в основном это иностранные источники. Английский язык, правда, пока не освоил – читаю по переводчику. А ведь у меня жена – литовка, тоже гонщица. Так что, по-хорошему, мне еще и литовский надо учить!

- Знаю, что в 2004 году ты был третьим в «итальянке» на московском этапе Кубка мира. Теперь есть золото международных соревнований. Какой успех ставишь выше?

- Думаю, последний. В 2007-м я добился победы в индивидуальном виде, а это дорогого стоит. Сейчас в России нет спринтеров, которые выигрывали бы международные гонки. Сергей Рубан был первым в спринте и кейрине как раз на московском этапе Кубка мира. После этого около 3 лет не было ни одного похожего результата. И тут я, человек, на которого никто не ставил, всех удивил. Для меня это имеет огромное значение.

 

Место под пекинским солнцем

 

Результаты, как и факты, упрямая вещь. В спринтерских видах гонщиков, способных тягаться с иностранцами, в России единицы. Судя по последним результатам 2007-го, Дмитрий в этой тесной компании действительно лучший. Хотя «в последних номерах» он никогда и не был. Однако, даже показывая самые быстрые в стране секунды, Леопольд, при прежнем руководстве сборной запросто мог не попасть в состав команды, скажем, на чемпионат мира.

post-8-1238947987_thumb.jpg

- Тогда выезжал на соревнования за свои деньги, просто чтобы изучить мировые тенденции в спринте, понять, к чему всё идет. Ведь невозможно судить об этом по книгам, которые писались еще в советские годы. Выросли скорости, кардинально изменился стиль борьбы. А у нас всё еще ездят по старинке. Поэтому на серьезных стартах даже попасть в полуфинал для россиян – уже успех. Сегодня гонки стали более силовыми, в них используются большие передачи, и мне это на руку.

- Найти настоящего «природного» спринтера – это огромная удача, – продолжает Иван Михайлович Скосырев. - Скоростные качества не в каждом заложены. Что делает спринтер? Он на небольших передачах выкручивает очень высокие обороты. А сейчас на велосипедах появилось множество вариантов подбора передач, что хорошо для гонщиков силового плана. На него в момент разгона посмотришь – по спине мурашки бегут. Становится такая мощь «на дыбы», велосипед маленький под ним, и вот спортсмен начинает жать, гнуть его! Чтобы разогнать машину, первые 5-6 жимов он давит, как заправский штангист. А потом переходит в другую – скоростную - работу.

 

Надо сказать, что Леопольд не просто быстро едет. Он способен долгое время идти с увеличением скорости. Так что в олимпийском (командном) спринте, где важно как можно скорее набрать крейсерский ход, услуги лучшего «разгоняющего» и рекордсмена России были бы неоценимы. По логике вещей, «итальянку», где каждый из трех гонщиков возглавляет «караван» один круг, должен начинать именно Дмитрий. Но разгон Леопольда для партнеров оказывается слишком быстрым! Чтобы не отстать, им приходится тратить лишние силы. В интересах команды Дмитрий мог бы начать и последний этап. Тем более третий круг спринта в России сейчас быстрее тоже никто не ездит…

Хочется надеяться, что новое руководство сборной, вставшее у руля летом, по достоинству оценит победы нашего гонщика, и мы увидим Дмитрия хотя бы на последнем этапе Кубка мира. По крайней мере, в команду потенциальных олимпийцев он уже включен. Будем расценивать эту новость как добрый знак.

Правда, само попадание сборной России в Пекин пока находится в области желаемого, а не действительного. Страна ведет непростую борьбу за олимпийские путевки. К сожалению, многократное увеличение количества гонок, способных принести рейтинговые очки, только усложнило эту задачу.

 

- Раньше на чемпионате мира выступало 10 команд. За сезон достаточно было «проехать» четыре этапа Кубка мира и набрать очки, которых хватило бы для попадания в десятку. Сейчас квота участников выросла до 15-ти. Но при этом календарь стал очень «щедрым». Очки можно получить на этапах Кубка и еще более чем на ста гонках! Естественно, выезжать на все не обязательно. Но тогда соперники обойдут тебя в рейтинге, а на Олимпиаду едут только 16 лучших команд. И уж тут скрупулезно подсчитают всё, что страны набрали не только на этапах Кубка и чемпионате мира, но и на коммерческих стартах.

post-8-1238947994_thumb.jpg

Конечно, для популяризации трековых гонок, привлечения зрителей и спонсоров такое расширение календаря большой плюс. Но команды с ограниченными финансовыми возможностями могут недобрать очков, потому что «проедут» не самое значительное количество гонок.

Однако в борьбе за место под пекинским солнцем существуют и другие сложности.

 

- На соревнованиях каждую страну помимо основной сборной может представлять еще и профессиональная команда. На первом этапе Кубка мира их было 24. У признанных фаворитов – Германии, Франции, Голландии, Англии – эти «вспомогательные» команды настолько сильны, что легко закатываются в десятку лучших и тоже приносят стране очки. Но главное, при этом автоматически уменьшается количество мест в очковой десятке для других стран!

 

Пока сборная Россия занимает в «пекинском» рейтинге 15-е место, и говорить о том, что олимпийская лицензия у нас в кармане, не приходится. Позади каким-то чудом остаются австралийцы – законодатели мировой моды в спринте. За нами и день ото дня прогрессирующие японцы. Вряд ли такое везение продлится долго. В оставшиеся месяцы каждая гонка обретает для россиян решающее значение. И будет абсолютно справедливо, если рейтинговые очки в зачет команды продолжит набирать лучший «разгоняющий» страны Дмитрий Леопольд.

 

Текст: Артём Хомутских

Фото: Алексей Семёнов

журнал "Это Спорт" etosport.ru

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×