forester Опубликовано 24 января, 2013 Поделиться Опубликовано 24 января, 2013 Цепь, как источник свободы Автор: Артём Хомутских (One Gog) Фото: Юлия Бодрова, Юлия Семенкова, архив клуба «Цепная реакция» статья напечатана в журнале "Это спорт" N5 (ноябрь-декабрь) за 2012 год Статья была написана в ноябре 2012 года. Редакция просила разместить ее у нас, с удовольствием выполняю просьбу ) Текст статьи в PDF (78MB) 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Популярный пост forester Опубликовано 27 января, 2013 Автор Популярный пост Поделиться Опубликовано 27 января, 2013 Цепь, как источник свободы Артём Хомутских (One Gog) Фото: Юлия Бодрова, Юлия Семенкова, архив клуба «Цепная реакция» Долгие годы цепь служила символом рабства и угнетения. Эту метафору веками использовали поэты и литераторы всех мастей. В наши дни всё не так однозначно.В мире существует огромная общность людей, для которых цепь символизирует прямо противоположные вещи. При условии, что цепь эта не простая, а велосипедная.В 2006-м году клуб «Цепная реакция» и его форум omskvelo.ru объединял всего парудесятков человек. Сегодня на самые популярные мероприятия клуба — вроде первомайского заезда по улицам города — собираются сотни велолюбителей, а регистрацию на сайте прошли 3856 пользователей. Подбирая информацию для этого материала, я наткнулся на прошлогодний видео-ролик, запечатлевший участников «первомайской покатушки». В районе Иртышскойнабережной неведомый оператор снял колонну велосипедистов, в которой насчитывалось 425 человек! Бесконечный поток «двухколесных», с машиной ДПС в качестве сопровождения, смотрелся просто шикарно. Быть частью подобных событий здорово. Заявляю об этом, как участник упомянутой выше поездки. Но штука в том, что совместными «покатушками» досуг омских велосипедистов не ограничивается. Хотите участвовать в любительских соревнованиях? «Цепная реакция» знает в этом толк. Интересуют туристические поездки разной степени дальности? Вы легко найдете единомышленников. С недавних пор в нашем городе даже официальные веломарафоны можно ездить. Дистанции в ассортименте: 200, 300, 400 и 600 км. И каждая согласована с парижским велоклубом «Отчаянных и отважных», наложившим лапу на мировое марафонское движение. Это я всё к тому, что если вы живете в Омске и у вас есть велосипед, важно понимать: поездки по набережным и «Зелёному острову» — лишь малая часть того,что вы можете себе позволить. Админы рулят На страницах журнала с ребятами из «ЦР» мы познакомились в августе 2008-го. Председатель организации Алексей Сперанский (на форуме PIOneer) и его заместитель Саша Аликова (Oger) рассказали много интересного о деятельности клуба. О том, с каким трудом организовывали первые соревнования, о том, что омские байкеры и шоссейники уже успели поколесить по Алтаю, Казахстану и даже наведались в старушку Европу. Саша подчеркивала, что спортивной тематикой работа клуба не исчерпывается. Интересной и полезной оказалась акция по очистке от мусора Парка победы. Люди у нас отдыхают так «культурно», что за несколько часов работы велолюбители доверху заполнили грузовой «Зил»... За четыре года воды утекло немало. Теперь у клуба новое руководство и такое количество свежих велосил, что ребята горы могли бы свернуть. При этом назвать точное число участников клуба затрудняется даже его нынешний председатель Владимир Кабанов (Forester). — О том, сколько нас всего, меня спрашивают часто. Если считать по членским карточкам, то человек 60. Если смотреть, сколько народу приезжает на некоторые клубные мероприятия, человек 300. Если оценивать по числу визитов на форум «ЦР», то в разгар сезона мы имеем 2,5 тысячи уникальных посетителей в день. Какую цифру считать верной? — Предлагаю еще один критерий: число велосипедистов, разъезжающих по городув форме «ЦР». Таких ведь тоже немало! Володя, расскажи, когда и как в клубе произошла «смена власти». Всё было мирно? — Конечно, просто два года назад у нас прошли очередные выборы. Саша готовилась стать мамой, у нее были другие заботы. Лёха перед выборами сказал, что уезжает, ему некогда будет заниматься клубом. В итоге, выбрали меня. Сегодня у нас есть Совет клуба, в который входят пять человек. Каждый ведет свое направление. Например, Костя Анохов (КОТ) — веломарафоны, Дима Кокурин (Dyadya Mitya) отвечает за MTB-старты. Совет нужен для того, чтобы одни мероприятия не пересекались с другими, а такое раньше бывало. Теперь мы с ребятами встречаемся лично и координируем план событий на будущий год. Сам Владимир на место председателя не рвался, но его авторитет в среде байкеров и шоссейников был высок: взрослый, ответственный человек, активно участвующийв жизни клуба. Такой вполне способен представлять общие интересы. А началось всё в 2008 году, когда Владимир — системный администратор по профессии — взялся по доброте душевной поддерживать в рабочем состоянии сайт «Цепной реакции». Все байки в гости будут к нам — Володя, у вашего клуба давно есть флаги, своя велоформа. Это желание выглядеть ярко или способ заявить о себе? — Думаю, вариант показать себя. Мы что-то делаем, делаем это хорошо и хотим, чтобы о нас знали. Этим летом мы раздавали визитки «ЦР» в местах, где часто катаются велосипедисты. Оказалось, 80% людей вообще не слышали про клуб. Хотя потенциально им интересны мероприятия, которые мы организуем. Иногда о нас не знали даже те, кто приезжал на наши же первомайские «покатушки». Значит, нужно больше рассказывать о себе. Объяснять, что переход от покупки велосипеда к активному его использованию для соревнований или загородных поездок — не так уж сложно. Помню, как сам впервые оказался загородом на велосипеде. Проехал 50 км и вдруг понял, что раньше тут бывал только на машине. Сначала в голове не укладывалось — это же так далеко! Вот и у людей есть стереотип: велосипед можно использовать только для парковых прогулок. Мы хотим расширить «горизонты». Показать, что иногда вы можете ездить долго (марафоны), иногда ездить быстро (соревнования), а иногда далеко (туризм)... Выбирайте, что вам нравится. Сам я приобрел велосипед случайно. Увидел, как их продают на улице, вспомнил детство. Зарплата была через день, но я занял денег и купил. Велик был страшный, тяжелый, но все-таки, как же это было хорошо (улыбается). Я тогда был не в форме: весы подо мной проходили отметку 125 кг и «загоняли» стрелку на второй круг. Сейчас вешу 84. — За эти годы кого-нибудь в свою «веру» обратил? — Колхоз — дело добровольное! Но своим примером, действительно, многих увлек. Жена на байке, у сына есть велосипед. Знакомые видят, что на велике добраться до цели порой удается быстрее, чем на машине или автобусе. Кто-то хочет к нам присоединиться? Без проблем. — Как бы ты в нескольких словах отрекомендовал «ЦР» тем, кто ничего не знает о клубе? — (задумывается). Если вам хочется ездить, если вам хочется выяснить куда ездить и на чем ездить, приходите к нам. Есть улицы центральные... Мероприятий и «покатушек» ребята из«ЦР» устраивают массу. Что называется, на любой вкус и цвет. Катаются толпами и небольшими группами, днем и ночью, летом и зимой. Чаще всего эти поездки носят спонтанный характер. Посетителю форума достаточно кинуть клич о намечающемся выезде, и он, наверняка, не отправится в путь в одиночестве. Другие поездки имеют некую «легенду» и заранее известный маршрут. Например, «покатушка» по всем мостам города или традиционный заезд в честь самого длинного дня в году. Интересный сценарий был воплощен этим летом пользователем под именем Uri. Он предложил всем желающим — их набралась масса — прокатиться вдоль границ Омска образца 1913 года. На эту «ретропокатушку» автора вдохновила старая карта города, висевшая у него дома. Улица Выгонная, а потом Глухая, Кладбищенская,Тюремная, Семинарская и Хуторская... Названия не самые веселые, но узнать больше об истории города, в котором живешь, всегда интересно. Приятно, что в таких массовых заездах почти всегда есть «ведущие» и «замыкающие» колонну. Не бросить отставших, выручить нуждающихся насосом, заплаткой,ключами — вот оно, чувство локтя! Хорошо помню, как на одной из мостовых «покатушек» кто-то проколол колесо, и будущий председатель клуба остался с человеком клеить порванную камеру. — В последнее время мы добились прогресса и в организации соревнований, —рассказывает Владимир. — Время старта, маршрут, сложность трассы — всё известно заранее. Это положительно сказалось на массовости стартов и авторитете клуба. Обещали — значит сделаем. На наши соревнования собирается 50-60 участников, что для любительских стартов прилично. Свой календарь мы готовы заранее предоставить всем заинтересованным сторонам, чтобы соревнования в Омске не накладывались одно на другое. Например, в этом году областная федерация велоспорта попросила список наших стартов перед составлением своего календаря. Мы же на 2013 год (не считая плановыхи спонтанных «покатушек») наметили два марафона с протоколированием времени и четыре гонки по пересеченной местности, где у участников категории «элита», «эксперт» и «любители» будет разная по длине и сложности дистанция. — Вы заинтересованы в том, чтобы официальные структуры, такие как министерство и департамент спорта, обратили на вас внимание? — Конечно, мы готовы к сотрудничеству. У нас задачи-то схожие. Увлечь велосипедом большее число людей, организоватьдля них интересные события, дать рекламу этих событий... Мы не собираемся играть на чужом поле, просто хотим, чтобы наш опыт был полезен. Если нам, в свою очередь, смогут помочь призами или судьями, машиной сопровождения, да чем угодно, это тоже будет кстати. Маршруты на выбор Еще 5-7 лет назад велосипедистов в Омске было на порядок меньше. Бывший вице-председатель Саша Аликова замечала тогда, что прохожие смотрят на них, как на инопланетян. Сегодня люди на двухколесной технике уже не выглядят столь экзотично, но узнать, какие эмоции велосипедисты вызывают у пешеходов и автолюбителей всё равно интересно. Личный опыт подсказывает, что отношение к вам других участников движения (хоть пеших, хоть моторизованных) напрямую зависит от адекватности вашего стиля езды. Корректное перемещение по тротуарам —без желания поразить граждан скоростью и филигранностью маневров — вряд ли ухудшит вашу карму. С проезжей частью тоже понятно: не лихачим, соблюдаем ПДД и, вместо пронзительных гудков и проклятий, слышим только одобрительное «бибиканье». — Ситуация непростая, — продолжает тему Владимир Кабанов. — На тротуаре велосипеду по большому счету не место, там люди ходят, а выезжать на большую дорогу многим страшно. Но велодорожек у нас нет, так что... хотите использовать велосипед как транспортное средство — разбирайтесь в ПДД и учитесь ездить грамотно. Другого рецепта нет. Конечно, самая безопасная дорога — кусок асфальта в тайге, там ничего не произойдет, но мы живем в мегаполисе. Значит надо учить автолюбителей и велосипедистов уважать правила и друг друга, повышать культуру поведения на дороге. С этой точки зрения наши первомайские «покатушки» — очень полезные мероприятия, которые всячески должна поддерживать ГИБДД. Именно в этих заездах многие впервые постигают основы велокультуры. — По-твоему езда по правилам частично решает проблему отсутствия велодорожек? — Думаю, да. Другое направление, способное снизить градус этой проблемы — разработка специальных маршрутов по дорогам общего пользования, но мало загруженным. К маршруту будет прилагаться GPS-трек с описанием того, что встретится нам на пути. Придорожные кафе, интересные места, остановки автобусов и электричек. Для безопасности большая часть трассы должна проходить по грунтовым дорогам. Хорошо бы создать сеть таких маршрутов. Это не Рио-де-Жанейро. Пока! До популярности, которую велосипед имеет в некоторых странах мира, России пока далеко. К велолюбителям там относятся минимум с симпатией, а профи-гонщиков и вовсе готовы носить наруках. Достаточно посмотреть на безумие, что творится вдоль трассы на стартах уровня «Тур де Франс» или «Джирод`Италия». Реакция россиян на профессиональные соревнования выглядит иначе. Чаще всего речь идет об отсутствии интереса, а то и глубокой скорби. Ещебы, из-за соревнований перекрыли пару городских улиц... — Хотелось бы, чтоб велосипед уважали.Обидно слышать, когда люди возмущаются тем, что из-за ребят в обтягивающей форме перекрыли движение. Ситуацию надо менять, объяснять, зачем это делается, в чем красота велоспорта. Только так мы сделаем велосипед увлечением массовым. За год ничего не изменится, но если не раскручивать эту тему, не изменится и за 20 лет. А динамика уже есть: три года назад я видел на юношеской гонке в Омске полтора зрителя. Этой весной на тех же соревнованиях мне попадались прохожие, которые спрашивали, как и что, были велосипедисты, стоявшие у края трассы. Просто людей надо приучать к велосипеду. Однажды наш клуб устроил заезд по маршруту «Иртышская набережная – Ж/д вок-зал – проспект Маркса». Мы растянулись по дистанции и сделали несколько кругов по часовой стрелке. Представьте: едут машины, а рядом или навстречу им движется вереница соблюдающих правила велосипедистов. Чем не вариант подготовить автомобилистов к такому соседству на дороге? Кстати, водители — не без исключений, конечно — на велотехнику реагируют всё более дружелюбно. — Володя, в чем, на твой взгляд, главный мотив покупки велосипеда? Это поиск свободы или мода, экономия времени или погоня за удовольствием? — Каждый из вариантов. Хотя, когда человек едет по городу в потоке машин, говорить, что он круто поправляет здоровье, сомнительно (улыбается). С другой стороны, когда ты идешь вдоль дороги или просто живешь в центре города, то тоже оздоравливаешься вряд ли. За здоровьем надо ехать за город, скажем, в Окунёво, там его вагон. А то, что выезды на природу на велосипеде иногда удобнее, чем на машине — факт. Уже в 20-40 километрах от дома можно найти чистые не засиженные места, куда на авто вряд ли проедешь. Герберт Уэллс спокоен — За четыре года, что мы не виделись,в «ЦР» наверняка появились новые лидеры. — Конечно. Хотя тот же Aндрей Oбыденникoв, мой заместитель, зарегистрировался на сайте еще в 2005 году. С его подачи и его усилиями для клуба и форума сделано много полезного. Безусловно, важную роль в жизни «ЦР» играют и все ребята, входящие в Совет. Константин Анохов открыл для Омска официальные веломарафоны, Дмитрий Кокурин организовал почти все кросс-кантри соревнования клуба. Многие старты не случились бы без помощи Игоря Чиркова, Дмитрия Калякина, Валерия Кузьмина, Дениса Мешкова и других людей, которые бескорыстно помогали. Еще у нас имеются ребята, которым стоит только объявить «покатушку» и в назначенный день они поднимут на крыло 100-200 соратников. Это называется харизма! У Юры Ситковского (Uri) и Сергея Аникина (Энакин) она есть... Я сейчас точно кого-нибудь забуду, поэтому скажу так: ярких личностей много. 15-20 человек регулярно что-то придумывают. — Если спрошу, какими мероприятиями клуб гордится больше всего, затруднишься с ответом? — Да. Все мы любим велосипед, но предпочтения у каждого свои. Для кого-то важнее марафоны, для кого-то туризм. Одним важно соревноваться, другим — катить куда-нибудь в компании себе подобных. Лично мне запомнились последние «первомаи» клуба. 2011 год впечатлил массовостью, а 2012-й тем, что даже в дождь мы собрали более 200 человек! Интересный опыт подарила и четырехдневная поездка в Казахстан, хотя ее нельзя считать клубным мероприятием. Там красивейшие места, чистые озера. Таможню прошли без проблем. Правда, на обратном пути нас досматривали так тщательно, что даже баночку с солью попросили открыть. Есть на форуме и любители одиночных «покатушек». Многие слышали про Алекса Меленьтева (Alex214), который в прошлом году выехал из Омска и побывал в Екатеринбурге, Москве, Питере, ехал по территории Украины, Белоруссии. Потом попал в неприятную ситуацию в Абхазии, его проблему решали на уровне президента республики. Алекс многое может рассказать! Например, как пытался доехать до Комсомольска-на-Амуре и по дороге повстречал медведя... Вообще туристов-одиночек в велосипедном сообществе принято поддерживать. Мы тоже стараемся помогать тем, кто едет через Омск. Даже оставляли клубные визитки в кафе на въезде в город, чтобы нам могли позвонить или написать. Среди туристов часто попадаются иностранцы: европейцы едут через Россию на Восток, а азиаты — на Запад. — Володя, каким тебе представляется клублет через пять? — Пока наша работа строится на энтузиазме, без поддержки со стороны. Мне бы хотелось наладить эффективное взаимодействие с официальными органами. Чтобы они приняли факт нашего существования и использовали его для общего дела. Еще будем стараться вести просветительскую работу. Есть идея связаться с ДОСААФ. У них на автокурсах народу много, уделили бы 15 минут тому, как велосипед ведет себя на дороге. Нюансов-то хватает! Как, например, объезжаетяму машина и велосипед? Машина сдвигается в сторону на ширину фары, а велосипедист смещается на три корпуса. — На форуме «ЦР» зарегистрированы почти четыре тысячи человек. Кто они, какие они? Можно набросать общий психологический портрет? — Наши люди разные, но все они неплохо соображают. Они довольно активные, незашоренные... У кого-то из ребят на форуме был статус, цитирующий Герберта Уэлса: «Когда я вижу взрослого чело-века на велосипеде, я спокоен за судьбу человечества»! Это здорово, когда мы не боимся своих желаний. Не боимся выглядеть не так солидно, как люди на машинах. Да, может, ты смотришься не так круто, у тебя нет кондиционера, но зато ты свободен и едешь туда, куда тебе надо. 30 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alex214 Опубликовано 27 января, 2013 Поделиться Опубликовано 27 января, 2013 интересная) только пдфка комп тормозит) Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Shantee Опубликовано 30 января, 2013 Поделиться Опубликовано 30 января, 2013 Герберт Уэлс спокоен А Герберт Уэллс смотрит на омскую журналистику презрительно и свысока. Вот как-то так: 5 5 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Shantee Опубликовано 30 января, 2013 Поделиться Опубликовано 30 января, 2013 — Наши люди разные, но все они неплохо соображают Не хочу Вас пугать, но, судя по результатам скрининг-теста на IQ из предыдущего поста - не все... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
forester Опубликовано 30 января, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 30 января, 2013 Поправил фамилию писателя. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.