kusma1764 Опубликовано 1 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2010 (изменено) В жизни каждого человека есть две родины. Причём если первая Родина пишется с большой буквы и для меня лично это СССР, то вторая родина, которая пишется с маленькой буквы – это город Вятские Поляны Кировской области, то место, где я появился на свет. Частенько глядя на карту области, я мечтал узнать, какого же размера она (то бишь область, а не карта). И как же живут соседние регионы. Сказано-сделано, и вот в 2009 году мною предпринята попытка объехать Кировскую область по периметру, как можно ближе к границе, но ни разу в неё не заехав. Цели проехать 100% процентов на велосипеде тоже не ставилось, как получится, так тому и быть. После непродолжительных раздумий ехать решил в «европейском» стиле, т.е. без палатки, спальника и других принадлежностей для ночёвки на открытом пространстве. Старт был намечен на 14 июля 2009 года, на следующий день после дня рождения папы. В первый день предстояло преодолеть небольшой отрезок пути Вятские Поляны – Кизнер. Дорога была мне знакома, поэтому рано решил не вставать. Мой личный рекорд проезда Кизнер - переправа через Вятку равнялся полутора часам. Расстояние тогда было 32,9км. Теперь от той дороги остались только заросшие поля, непроходимый лес между областями и воспоминания. Но это было в те давние времена, когда деревья были большими, я маленький, шустрый, худой и двужильный. Теперь же по новой дороге предстоял путь около 50км. Позавтракав, сфотографировался на фоне дома в Мухино и тронулся в путь до автосервиса в Полянах. Приехав туда, попросил помыть моего «коня» с шампунем, чем удивил мойщика и всех остальных. Замараться он ещё успеет, так хоть пусть порадуется свежему душу и хоть немного покрасуется полированными боками на солнышке. После помывки заехал к памятнику Шпагину, изобретателю ППШ. В скверике попрощался с папой, мамой и дочкой и покатил по направлению к дому-музею Шпагина, что находится на берегу Вятки и бывшей переправы. Но видать, не судьба было в этот день попасть в музей. Хотя вывеска гласила, что он должен работать, на мой звонок никто не откликнулся. Также проезжая мимо церкви, зашёл поставить свечку, купил иконку, помогающую в пути. И решил, что подниматься в гору на дорогу, ведущую к мосту через Вятку нецелесообразно. Спустился к воде и уже через 5 минут был переправлен вместе с велом на другую сторону Вятки на моторной лодке. Затем сел на велосипед и поехал по асфальту в направлении посёлка Красная Поляна, по пути не встретив ни одной машины. Зато предложил двум девушкам, возвращавшимся с пляжа, подвезти их на велосипеде. Они сказали, что у него нет багажника, а на раме они вдвоём не поместятся и поэтому пойдут пешком дальше, пожелав мне счастливого пути. В посёлке остановился в кафешке, где 10 дней назад во время рок-фестиваля покупал недостающие горюче-смазочные материалы для любителей рока. Затем посетил и само место фестиваля, где взял пивка для рывка до Сосновки. Выехал на трассу, где ещё 2 недели назад проезжал с Сергеем и Владимиром в обратном направлении. В Сосновке пообедал в столовой, так как ехать предстояло потом относительно долго, до самого Кизнера. Расчёт мой на этот раз оказался верным. Если в прошлые велопробеги я делал большую нагрузку в первый день пути и ножки мои протестовали против такой наглости, то в этот раз они даже не напомнили о себе в течение всего пути. Долго ли, коротко, но потихоньку-неспеша я добрался до первой своей ночёвки, то бишь до Кизнера. Постучал к тёте Нине, недостучался, позвонил в Поляны маме, она перезвонила тёте и дверь для меня открылась. Попив чайку, решил съездить искупаться в Люге, постоянном месте купания в далёком детстве. Но не учёл одного: тогда я был гораздо меньше ростом. И приехав на импровизированный пляж, стал наблюдать такую картину. Там, где мы раньше купались, собачка пересекла речку, даже не намочив своего брюшка. Но погода стояла жаркая, я разделся, полежал в речке, типа покупался, а затем поехал в гости на ужин к Ирине, заранее договорившись встретиться по интернету. Сразу скажу, ужин был превосходный. Спасибо гостеприимной хозяйке за прекрасный вечер. Она на сайте говорила, что любит поболтать. Но я, по-моему, переболтал даже её. Также показал ей фото с остальных моих мероприятий в этом году. Но назавтра предстоял трудный переход до Ижевска. Распрощался с Ириной и отправился спать к тёте Нине. Ночевал на веранде, так как было жарко и я попросил постелить там. Уснул очень быстро и не заметил, как наступило утро второго дня велопробега. А утро наступило с первыми петухами. Так как тётя Нина держит кур, к ним полагается петух. А петух любит вставать очень рано. А ещё у него есть друзья-соседи, тоже петухи. А так как интернетом они пользоваться не умеют, поэтому общаются между собой по беспроволочному голосовому телеграфу. И вот уже в 5 утра по местному времени, они сообщили, что солнце встало и мне тоже пора вставать. Что я и сделал. Позавтракав пельменями, я отправился в путь до Ижевска. Спасибо утренним птицам, что разбудили меня рано. Благодаря им, значительную часть пути я преодолел ещё до жары, которая была в этот день. Также между Бемыжем и Можгой на дороге увидел георгиевскую ленточку, оброненную кем-то из автомобилистов. Я её, конечно же, привязал к седлу и она сопровождала меня весь путь, да и сейчас красуется на моей «джитишке». Но выехав на федеральную трассу, попал в плотный поток машин, которые проносились мимо меня. Солнце взошло высоко, палило нещадно и смысла упираться и ехать, вдыхая аромат выхлопных газов от проезжающих автомобилей, я не увидел. А поэтому доехал до остановки автобуса, подождал попутного, сел в него вместе с велосипедом и благополучно добрался до Ижевска. По пути встречались интересные названия населённых пунктов, Комяк, Горняк. Такое ощущение, что я уже въехал в Коми. А горняцкий район раньше даже был в Воркуте. В Ижевске мне предстояла вторая из четырёх запланированных ночей, которую я должен провести не в гостинице. Там меня встретили родственники. Соответственно, был праздничный ужин с произнесением тостов, просмотром фотографий, рассказом о путешествии и о том, кто как провёл время с предыдущей нашей встречи в январе 2009 года. Утром я попрощался с Александром Григорьевичем, Ириной и Павлом и покатил дальше. Затем расстояние между Ижевском и Воткинском я проехал не в одиночестве, а вместе с велобайкершей Ольгой. В компании едется всегда веселее. Но судьба многодневников – это всё же преимущественно одиночное движение и к этому тоже привыкаешь. Зато и запоминаются именно те редкие моменты, когда кому-то какое-то время и какое-то расстояние с тобой по пути. Следующие несколько дней запомнились тем, что машин на трассе было не так много. Города и посёлки сменяли друг друга, погода была преимущественно ясная за редким исключением. Часть пути, когда становилось очень жарко, я преодолел на попутных автобусах, давая отдохнуть моему коняшке да и себе самому. В Кудымкаре очень понравилось кафе «Блюз», где я попробовал коми-пермяцкую национальную кухню. Почему-то в остальных населённых пунктах я больше не встречал таких вкусных пельменей из щуки с зелёным тестом и соевым соусом, окрошки на овсяном квасе, пирожков с пистиками и салата из говядины, квашеной капусты и зелёного горошка, залитых опять же растительным маслом зелёного цвета. Я думал, что пальчики проглочу. Надо будет дома под настроение попробовать что-нибудь сварганить самому. После Кудымкара машин становилось всё меньше и меньше. Чувствовалось, что это не сквозное движение. Сегодня прошло более полугода после завершения моего велопробега Вятские Поляны - Визинга. Но, просматривая фото, я вспоминаю каждый день этого удивительного мероприятия. И вот на одном из фото я увидел памятник Ленину в Верещагино. Здесь скульптор изобразил вождя мирового пролетариата накаченным качком, у которого видны все кубики пресса, выпирающие из-под жилетки. Видимо, по его мнению, Владимир Ильич занимался бодибилдингом и сражал всех своих врагов не только силой мысли, остротой слова, но и красотой своего тела. Ну, а в Кудымкаре, проснувшись, я прогулялся с фотоаппаратом по городу, сфотографировал одного из героев коми фольклора – Кудым-оша (не знаю, склоняется ли имя его или нет, да простят меня лингвисты всего мира), позавтракал в буфете администрации города, зашёл на почтамт, где просмотрел свою электронную почту, написал на велосайт Перми, что выезжаю далее в направлении Кочево и купил очередной магнитик с названием города, где оставили следы шины моего велосипеда. Когда на холодильнике не останется места для этих магнитиков, будем считать, что я увидел достаточно и можно немного угомониться. А пока их не так много, меня продолжает что-то манить покинуть дом и ехать, ехать и ехать… Ещё одно небольшое отступление по поводу питания в пути. Только через три года я обнаружил, что проще всего в дневное время питаться в столовых или буфетах в зданиях администраций городов или районов, где проезжаешь. Плюсы видны сразу. Во-первых, кормят там вкусно. Во-вторых, недорого. А, в-третьих, в холле дежурит милиция или охрана, которая присмотрит за твоим железным конём. По крайней мере, мне попадались добрые охранники, которые, узнав, кто я такой и куда путь держу, никогда не отказывали мне в маленькой просьбе. От себя лично хочу поблагодарить их всех и пожелать оставаться такими же неравнодушными к путникам, встречающимся на их пути. А ещё в Кудымкаре для подрастающего поколения на памятнике Ленину написано Владимир Ильич Ульянов, а ниже Ленин. Наверное, чтобы не подумали, что это просто муж Лены. После выезда из Кудымкара, почувствовал, что даже более крутые горки заезжаю в седле. И не зря: оказалось, что причиной этому ветер в спину, который сопровождал меня ещё и на следующий день до Гайн. При подъезде к Юрле, увидел приближающегося навстречу мне велобайкера на «Jamis». Он переехал на мою сторону дороги и огорошил меня вопросом: «Это вы Юрий Кузнецов?». Оказалось, что Илья прочитал на велосайте Перми о том, что я выдвигаюсь в его сторону, и решил выехать мне навстречу. Мы с ним проехались до Юрлы, где я рассказал ему более подробно как проходит моё путешествие, показал фотографии, а заодно и пообедал в придорожном кафе, слева по ходу движения, на горке. Затем Илья проводил меня до выезда из населённого пункта и поехал по своим делам, а я продолжил свой путь дальше. Менее чем за 4 часа пути в этот день я добрался до гостиницы в Кочево, где и переночевал. Приятно, что там оказалась горячая вода. Обидно, что кафе закрывается раньше времени, написанного на вывеске. Это, кстати, нередкое явление в небольших населённых пунктах. А ещё, забегая вперёд, хочу сказать, что видел на одном из магазинов в Койгородке две противоречащие вывески о работе данного магазина. Хоть в рубрику «Что бы это значило?» отсылай. Череповецкий велобайкер Макс Соколов написал даже стихотворение, воодушевившись этой фотографией: Кутысь открыл Вузасянiн Толкал там бойко маргарин И графику работы рад Хороший был Уджалан Кад Уджалан кад был зашибись Но спать любил Клеус - кутысь Пришла Оксана с кочергой И стал уджалан кад другой. На следующий день мне предстояло въехать в приграничный с Республикой Коми район, Гайнский. Выехал поздно, так как не хотелось делать завтрак, а кафе открывалось в 11 часов. Самое интересное заключалось в том, что когда я зашёл в магазинчик купить минералки в дорогу, оказалось, что кафе уже открылось, хотя до одиннадцати был ещё целый час. На сайте мне сказали передать привет хорошенькой продавщице в Юксеево. Передать не получилось, магазин днём?! был закрыт. Поэтому доехал до пос.Сергеевский, где отдохнул за столиком, выставленным на улицу около магазина, пообедал виноградом и пополнил запасы воды. Сразу же за посёлком закончился асфальт, а знак гласил, что до пос.Гайны 34км. Дорога для велосипеда нормальная, единственное неудобство – пыль от проезжающих немногочисленных машин, в основном, перевозящих сыпучие материалы для строящейся автодороги около будущего моста через Каму. По дороге меня обогнал автобус Пермь-Гайны, который я ещё долго наблюдал впереди себя, так как он, видимо, не очень то и торопился. Перед въездом в посёлок увидел знак, что до столицы Коми 390км. Раз стоит такой знак, значит должна быть и дорога, сказал я себе. В Гайнах я прочитал газету, которую купил в Верещагино, и которая ехала со мной несколько дней. Если бы я прочитал её хотя бы днём ранее, то в Юксеево обязательно свернул направо, проехал 4-5км и попал бы в музей деревянных фигур под открытым небом в Пармайлово. Зато будет повод проехать там когда-нибудь ещё раз. Поселившись в единственную гостиницу, я узнал, что горячей воды в ней нет и не предвидится. А также нет и душа, что удивило более всего. На дворе 21 век, люди уже полвека, как покорили космос, уже сто семнадцатый элемент таблицы Менделеева изобретают, а велопутешественнику приходится идти купаться в не совсем прогретую Каму, чтобы смыть с себя дорожную пыль. Зато после купания я проходил по посёлку, увидел мужчин, которые крыли крышу железом, просто обмолвился: «Как красиво тут у вас!». И сразу в ответ услышал прямой вопрос: «Пить будешь?». Ответил просто: «Буду». Тут же был приглашён в беседку, где продегустировал имеющиеся в большом количестве горюче-смазочные материалы для горла, заедая принесёнными речными дарами, т.е. вяленой рыбой. В это время во время рассказа о своём пробеге, стол постепенно заполнялся закусками. Время пролетело незаметно, наступила ночь. Мы перебрались под крышу, где продолжали дегустацию без всякой химии натурального продукта. Ребята, вы клёвые! Утро было лёгким, как будто и не сидели до трёх ночи. Решил навестить одного из руководителей администрации Гайнского района, с которым созванивался ещё из Воркуты, когда узнавал про дорогу. Рассказал о том, что хорошего увидел на вверенной ему территории и что хотелось бы увидеть в будущем, если судьба ещё раз занесёт в эти края. Думаю, ему тоже было интересно послушать рассказ стороннего человека. Он поведал мне о том, что делается в районе для того, чтобы сделать его более туристически привлекательным. От него же и позвонил главе администрации Усть-Чёрного поселения, попрощался, собрал вещи и решил немного ещё схалявить и прокатиться до Усть-Чёрной на автобусе. Весь путь вместе с переправой занял чуть более двух часов. Дорога была накатанной, «ПАЗ»ик летел как «Мерседес» по знакомой дороге. Переправа доживает свой последний сезон, так как в этом году сдаётся автомобильный мост, который сдерживал трафик на этом участке трассы. И вот я уже выхожу на остановке в посёлке Усть-Чёрная. Так как я договорился, что приеду следующим пермским автобусом, покатил до ближайшего магазина, где попросил поставить кипятку для бичпакета, покушал и стал спрашивать, откуда можно позвонить. Оказалось, что в посёлке один таксофон (сотовой связи нет). Таксофон – это отдельная история. Он является местом сбора местного населения, особенно по вечерам. Бабушки приходят туда, чтобы послушать, о чём говорят жители. Потом обсудить, переиначить на свой лад и рассказать соседям и знакомым. Когда я поговорил, у меня спросили, что это правда, что я путешествую на велосипеде столь издалека? Получив утвердительный ответ, обо мне скоро узнал весь посёлок. Понравился посёлок тем, что там люди ходят друг к другу в гости, обмениваются мнениями и знают друг о друге гораздо больше, чем мы с нашими приклеенными к ушам переговорными аппаратами, то бишь мобилами и вопросом: «Ты где?». Но это тоже пройдёт, так как сотовая связь появится в скором времени и там. За полчаса до прибытия пермского автобуса, я подъехал к остановке, поставил велосипед на видное место, чтобы его было видно издалека (вдруг Галина Ивановна, глава поселения, появится чуть раньше). Но ожидания мои не оправдались. Автобус пришёл, люди из него разошлись, а меня так никто и не встретил. Солнце начало клониться к горизонту, я доехал до дома, где живёт глава, но дома её не оказалось. Ну да ладно, вдруг её задержали важные государственные дела? Зато я познакомился с хорошим человеком Александром, водителем того самого автобуса, на котором я должен был приехать. Он назавтра отправлялся в Пермь полдевятого утра и любезно разрешил переночевать прямо в салоне, что я и с удовольствием проделал. Ночью шёл убаюкивающий дождь, спалось прекрасно на задних сидениях, даже лучше, чем в гостинице. Утром я услышал шум возле автобуса, приоткрыл шторку и увидел, что это уже собрались пассажиры, желающие уехать в Пермь. Саша вышел, сказал, чтобы шли на автобусную остановку, пригласил меня позавтракать. Что мы с ним и сделали. Он поехал на остановку, а я к магазину затариться продуктами. Хоть время в Пермском крае и местное, такое ощущение, что все всё равно живут по московскому времени. Где ещё в деревне увидишь пустынные улицы в 9 утра? И вот я снова в пути. Из-за прошедшего дождя пыли на дороге не стало совсем. Да и поднимать её было некому, так как первую машину я встретил через 17км пути. Да и то это были местные ребята на мотоцикле, которые уже, конечно, обо мне знали. Поговорили, сфотографировались на память, пожелали мне удачной дороги и поехали дальше. А вот и граница областей, Пермского края и Республики Коми. До этого я дважды пересекал границу своей республики на велосипеде. В 2007 году между Леткой и Мурашами, в 2008 году между Жешартом и Яренском. Но оба раза я выезжал из Коми и это был мой первый веловъезд в республику. Сразу же по въезду я увидел километровые столбики. Раз есть столбы, должна быть и дорога. Очень интересно, что на границе можно встать так, чтобы одна нога жила по московскому времени, а вторая +2часа от Москвы. И между ног помещается целый часовой пояс. Прикольно! Правда после границы проехал я немного. Перед В.Туруньой или В.Туруньёй (не знаю, как правильнее), около меня остановился «батон» с предложением подвезти меня до Кажима. Я согласился, закинул вел и своё тельце в салон и помчался на машине, скорость которой достигала 90км/час по такой дороге. А средняя составляла около 60км/час. Долетели быстро. Я поблагодарил ребят, отзвонился с телефона, пообедал, пофоткал немного. Кстати, Кажимский железоделательный завод построен несколько веков назад, а здание не берут ни время, ни погода, ни дети, которые в нём устраивают свои игрища. Кладка этого здания, как мне рассказали местные жители, замешивалась на яичных то ли желтках, то ли белкАх (память немного дырявая, наверное, старость берёт своё). От Кажима начинается асфальт, по которому я неспеша докатился до Койгородка. Теперь могу сказать с уверенностью, что дорога между Кажимом и Гайнами есть, люди ездят в любую погоду (разговаривал со многими водителями). И даже хотели пустить там автобус. Дно у луж песчаное, поэтому проезжается на любой легковушке. Продукты в Гайнский район завозят из Кирова и Сыктывкара именно этой дорогой. А после сдачи моста эта дорога станет полностью круглогодичной. А также в этот день я максимально близко проехал к границе Кировской области. В районе пересечения железной дороги до границы менее 10км. И даже севернее находящиеся станции относятся к Кировской области, хотя расположены на территории Пермского края. Выехав из Кажима, включил сотовый и через несколько километров, услышал характерный звук входящих SMS, который я не слышал от самого Кудымкара. Значит близок Койгородок, куда я вскоре и прибыл. Поселился в гостиницу, зашёл в Интернет-избу, в которой нет Интернета. Интернет есть только на почте, где мне сообщили, что с приходом ADSL стоимость минуты возросла с 42 копеек до почти четырёх рублей за минуту общения в мировой сети. Я быстро глянул почту, написал на сайт Койгородского района, что добрался до столицы района. Каково же было моё удивление, когда по приходу в гостиницу, ко мне в номер постучалась дежурная и пригласила меня к телефону. Я быстро сообразил, что это могут звонить из Зимовки, куда я должен прибыть на следующий день. Поговорив с Сергеем о завтрашнем дне, сполоснувшись в душе, я пошёл на поиски пропитания и оказался в местном кафе, которое работало днём как столовая. Там была прикольная барменша, которая совмещала в себе и ди-джея. Только прослушать хотя бы одну композицию до конца мне очень долгое время не удавалось. Бармен-диджейша после нескольких секунд нажимала на кнопку и все немногочисленные посетители кафе в тот момент начинали слушать начало очередной песни. Мне становилось всё интереснее посмотреть, что же будет происходить дальше. А дальше народ стал прибывать и ей стало не до переключений и песни можно стало слушать от начала и до конца. И скоро в зале уже яблоку негде было упасть. Ко мне подсадили двух девушек, которые взяли себе самый популярный объём пива в этом заведении, а именно 2,5л. Но этим дело не закончилась и барменша ещё не раз в течении этого вечера вытаскивала из холодильника для нашего стола этот напиток. Интересно было наблюдать за демократичностью зала. Тут был весь срез Койгородского общества, как по возрасту, так и по статусу. Градус действа поднимался стремительно, на меня стали иметь некоторые виды находившиеся в зале девушки. Причём по мере опустения холодильника они становились всё настойчивее. Но я пришёл просто поужинать и поэтому ушёл по-английски спать в гостиницу. Следующий день была суббота. Столовая в выходные не работала. А единственное рядом находящееся кафе обслуживало вчера свадьбу и хотя по вывеске должно было работать субботним утром, решило устроить себе до вечера выходной. На центральной площади Койгородка установлен памятник рабочему (без колхозницы) с молотом и серпообразным спутником (или ракетой). У кого не спрашивал, причём здесь ракета на конце серпа, никто ответа не дал. Выехал в полдень, ехать предстояло совсем джуть-джуть. И вот он, поворот на посёлок Зимовка. Проехав менее километра после повёртки, не поверил своим глазам, когда увидел, как меня встречают местные жители. По дороге ехала колонна велобайкеров и велобайкерш с флагом России. И тогда я понял, что была проделана большая работа по организации встречи. Встретить меня должны были у поворота, но я приехал чуть раньше. Затем мы всей колонной с присоединившимися юными байкерами проехали по посёлку, доехали до р.Сысолы. А затем было и чаепитие с угощеньями и показ фотографий с кратким рассказом. Вечером я сходил в баньку, поплавал в пруду рядом с ней, покормил рыбок там же. Сергей провёз меня с экскурсией по всем улицам этого небольшого посёлка. У меня было такое ощущение, как будто я полжизни здесь прожил, так было хорошо и уютно. ОГРОМНОЕ СПАСИБО Сергею и Нине за такой тёплый приём. Пусть вас окружают только добрые сердечные люди! На следующий день, который оказался последним велоднём моего путешествия, Сергей, Нина и пёс Дружок проводили меня до поворота на трассу, и я поехал в Визингу. Каково же было моё удивление, когда, оглянувшись через километр, я обнаружил, что Дружок решил проводить меня и далее. Уговоры вернуться домой не возымели никакого действа, пёс бежал за мной ещё более десяти километров, отставая на спусках и догоняя на подъёмах. И лишь потом повернул в обратном направлении, после чего благополучно добрался до дому. Видимо, это у него была утренняя пробежка. В Визинге моё путешествие закончилось. Затем на попутке я доехал до Объячево, где и переночевал в гостинице, в которой мы с Олегом останавливались 2 года назад, когда велопутешествовали по маршруту Сыктывкар-Киров. Время в гостинице «Луза» идёт не вперёд, а назад. Вода горячая раньше была хотя бы в зимнее время, а теперь её не бывает круглый год. Зачем тогда, спрашивается, в номерах душ? Для красоты? Если воду приходится кипятить в чайнике, выливать в железное ведро, разбавлять и мыться ковшичком. В-общем, чудна ты Россия. Появляется желание возить сюда иностранцев, чтобы они поняли, то, что для них экотуризм и экзотика, для нас – обычная жизнь. А Ленин в Объячево хоть и смотрит вперёд, а руку поднимает – это ещё ничего не значит. Подводя итоги велопробега можно с уверенностью сказать: всё было классно, клёво! Пройдена восточная часть Кировской области по периметру с внешней стороны. Много интересного увидел. Познакомился с замечательными людьми. Хочется ещё и ещё раз прожить, но уже не этот, а другой маршрут. А этот я буду вспоминать, читая этот рассказ и просматривая фотографии. С уважением шахтёр-велосипедист Юрий Кузнецов Изменено 6 марта, 2010 пользователем kusma1764 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.