veloyarsk Опубликовано 3 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2010 (изменено) ”Транс-Хакасия” — туристский велопробег для любителей спортивных походов из сибирских городов, который организуется с 2005 года дважды в год — в мае и в конце сентября. Мне посчастливилось поучаствовать уже в двух весенних походах, и сейчас я вам расскажу о моей первой осенней Транс-Хакасии. К сожалению, к сентябрю оказалось, что я "отгулял" весь положенный мне отпуск и на работе, извините за каламбур, было много работы. Но руководство пошло мне навстречу, выделив несколько дней в счет будущего отпуска, которых, к сожалению, хватило только на половину похода, что собственно и отражено в названии. Итак, группа на этот раз состояла из пяти новосибирцев, и одного красноярца - бессменного руководителя, создателя и вдохновителя ТХ, Олега Игошина. И один красноярец в моем лице должен был встретить группу на маршруте. 23 сентября я выехал в одного из Красноярска на поезде и рано утром был уже на станции Июс. Хоть осень уже и показывала свою силу, отбирая светлое время дня и золотя листья деревьев, на улице было довольно тепло. В абсолютном одиночестве, на темном перроне я собрал велосипед, упаковался и неспеша двинулся к зданию станции, с целью узнать направление, чтобы выбраться из поселка. Первое что я увидел, на входе, это был велосипед. Старенький, помнивший еще, видимо, Горбачева, а то и Брежнева. Удивительно было то, что возраст и комплекция тетеньки в окне билетной кассы, как-то не ассоциировались с этим транспортным средством. Удивление позже прошло, когда я, проехав по поселку увидел, что из 10 встреченных мною жителей, 9 были на велосипедах. Так что Июс запомнился мне бестолковой, на первый взгляд, хаотичной застройкой, из-за чего я только с третьего раза нашел выезд и большой концетрацией любителей велосипедов, что не могло не радовать. Зато магазин я нашел довольно быстро, но пришлось подождать его открытия. Ожидание коротал за разговором с мужичком, также ждавшим открытия. С его слов выходило, что уже неделю, каждый день идут дожди и вообще не понятно, что делается с погодой. Мне такая картина не нравилась, но отступать было поздно. Закупив какой-то еды и пива, я двинулся прочь из поселка. Глядя на грунтовую дорогу, которая вела меня вдоль протоки, я понимал, что мужик не обманул. То и дело приходилось обруливать большие лужи и раскисшую грязь. Тучи ходили низкие, но про дождь я не думал. Знаете, как бывает, когда решение принято, думаешь уже только о том, как пройти маршрут, ты уже не тут, ты мысленно уже немного впереди. Торопиться мне особо было некуда. Группу я должен был встретить в районе часов 12ти на трассе Шира-Черное Озеро, на мосту через Белый Июс. То есть времени было вагон. Стал подыскивать место для завтрака. Долго место искать не пришлось, я подъезжал к Пятому, самому южному, Сундуку. Сундуки - горная гряда, комплексный памятник природы, массив из пяти отдельно стоящих горных останцев, высотой до 200м. Название гряда получила от северной горы - Сундука, на вершине которой находится скала в виде куба. К Сундукам я еще вернусь, а пока, затолкав велосипед на вершину, я на некоторое время позабыл про еду. Вид открывался великолепный. На юго-востоке виднелась полоска зеркала Фыркала. У подножия, и уходящую вдаль видно остатки оросительных каналов, сохранившиеся с древних времен, ведь уже в I тыс. до н.э. Хакасско-Минусинская котловина была центром орошаемого земледелия. Передо мной раскинулась долина Белого Июса, по которой веками, степные потомки хакасов проникали в горы. Этой же дорогой проходил академик П.С.Паллас во времена своих экспедиций. Вволю налюбовавшись окрестностями, я наконец-то принялся поглощать бутерброды с колбасой и шпротным паштетом, запивая их прохладным пивом. Поблагодарив духов, я оставил на камнях, в укромном месте, кусочек хлеба и колбасы, поехал дальше. Дорога подсохла, благодаря чему я не заметил, как был уже в точке сбора. Понимая, что мимо меня они не проедут, я устроился на поляне, на берегу Белого Июса, но все таки, так что б меня было видно с дороги. Допив пиво, я расстелил свой тент, завернулся в него как в кокон и скоро мирно уснул, под жужжание редких автомобилей, проносящихся по мосту. Часа через полтора сквозь сон я услышал индейское, как мне показалось, улюлюканье и радостные крики. Ну вот, команда всборе, кого-то я видел впервые, а с кем-то уже проехал две Транс-Хакасии. Следующим местом остановки у нас был Четвертый Сундук. У подножия этой горы, на каменной стене, находятся наскальные рисунки, выбитые жрецом-художником более двух тысяч лет назад. На них показан не только нелегкий земной путь героя, но и потусторонний мир, куда он попадает от рук притаившихся в засаде врагов. Глядя на рисунки, можно заметить, что мужик, с которого неизвестный писал каменную картину, настоящий мужик, настолько явно у него выражено мужское начало, что непонятно где нога, где что. Невооруженным взглядом видно, что состояние писаницы удручающее. Боюсь наше поколение, последнее, кто видит эти удивительные памятники древней истории. Место удивительное. Если намного отвлечься от действительности и окунуться в мир, неизвестного художника, который оставил после себя такую память - просто оторопь берет. Я не понимаю тех людей, которые стараются отколоть кусочек камня с древним изображением или написать краской поверх свое ничтожное имя. Печально. Повторюсь, место удивительное, пообещал себе, вернуться сюда еще раз. Прямо под ногами, в куче обсыпавшейся скалы, Ольга нашла интересный камушек. На нем явно отпечатался позвоночник, или что-то вроде того, какого-то животного. Ольга взяла камень, пообещав показать его в Новосибирске специалистам. Интересно, что они скажут. Попетляв через систему каналов, мы подъехали к Первому Сундуку. Первый Сундук наиболее красивый и значимый в обрядовом и астрологическом смысле. По мнению академика В.Е.Лиричева, изучающего Сундуки около 30 лет, именно здесь располагалось древнее астрологическое святилище, включающее жреческий храм и древнюю обсерваторию. Не знаю насколько это правда, но, находясь на вершине этой горы, я испытывал сильный душевный подъем, одновременно с неверием, что я тут нахожусь. Пообедали у подножия Сундука и двинулись дальше, по направлению к горе Сахатин. Грунтовая дорога шла вдоль горной гряды с практически отвесными стенами. Справа раскинулась равнина, обозначенная на карте, как болото. Она была покрыта большими кочками, покрытыми высокой и жесткой, пожелтевшей травой. Вечер надвигался неотвратимо, скоро мы били в деревне Подлиственки, которая раньше называлась Подзаплот. Деревня состояла из одного дома. Впрочем, рядом на улице стоял яркий, красный таксофон. Набрав воды в колонке, да, была там и колонка, мы поехали выбирать место для ночлега. Гора Сахатин начинала свой подъем сразу за огородом Подлиственок. Время для подъема на вершину уже не оставалось, решили посвятить этому часть завтрашнего дня. Привычно поставили лагерь из трех палаток и приготовили ужин. Не зная точно состав группы, в эту поездку я взял с собой палатку и прочее барахло, в виде котелка, горелки и даже топора. Другими словами, я был абсолютно автономен. Так что ночь я коротал в своей палатке в одиночестве. Если днем было довольно тепло, то ночью заметно похолодало. Спал в одежде, в куртке и в спальнике. Засыпая, услышал, как начался дождь. Помню, как это меня огорчило, так как под дождем ехать не улыбалось, но вскоре я провалился в сон. Утром была моя очередь готовить завтрак, по этому встал на полчаса раньше лагеря. Дождя уже не было, но все кругом было мокрое. Облака плыли низко, но по всему было видно, что день будет ясным. После завтрака мы двинулись на вершину. Небо разъяснилось, стало жарко подниматься, пришлось скинуть часть одежды. Где-то наверху должна была быть древняя крепость Сахатин. Впрочем, хакасская фольклорная традиция называет такие крепости "све" и считаются они средневековыми киргизскими или монгольскими крепостями. Впервые на существование термина све у местного населения Минусинского края для обозначения памятников, имеющих фортификационные укрепления в виде каменных стен указал археолог-любитель XIX века И.П. Кузнецов-Красноярский. Древние явно умели выбирать места для крепостных сооружений. С севера гора ограничена глубоким каньоном. С южной и западной стороны горы крутой скалистый обрыв. Уклон почти отвесный, и это там где "можно" было хоть как-то, на четырех костях ползти вверх. Высота Сахатина 745м. Мы разбрелись по склону, каждый, выбирая путь, который казался ему лучшим. Ну, вот и она. Известная, если не сказать знаменитая, крепость, простите све Сахатин, исследованная еще экспедицией И.Р.Аспелина в 1887году. Сооружение имеет прямоугольную форму, примерно 60 на 20 метров. Высота стен от метра до полутора и шириной до 2м. В центре восточной стены есть вход в крепость, причем довольно широкий. Оглядывая окрестности возникает резонный вопрос. Зачем надо было строить тут укрепление. Вариантов в принципе три: 1) оборонительно-крепостная; 2) поселенческая; 3) культовая. Первый вариант мы признали сомнительным, так как вражескому отряду может оказаться просто не зачем захватывать такую маленькую крепость, они могут преспокойно пройти долиной мимо све в глубь долины, где более доступная добыча. Устраивать поселение в крепости, где нет своих запасов воды, а еду надо доставлять по малопроходимому склону, тоже не совсем здраво. Культовый? Ну не знаю. Возможно всего понемногу. В общем, все это безумно интересно. За это я и люблю Хакасию, за ее бескрайние степи и загадки, таящиеся за каждым камнем. Вид с горы - непередаваемый. Кстати, может, крепость была сторожевой. Где-то читал, что древние часто устраивали крепости в пределах оптической видимости. Отсюда был виден Сундук, а ведь мы вчера полдня от него ехали. Хоть тут и было очень интересно, но нужно было двигаться по маршруту дальше. Бросив прощальный взгляд на остатки крепости, пережившей, не один десяток веков, мы стали спускаться к лагерю. Быстро свернулись и вместе с портящейся погодой поехали долиной, вдоль речки Кизилки, огибая горный массив вместе с Сахатином. Перевалили небольшую седловину и оказались в чаще осеннего леса. Лес был именно такой, какой человек себе представляет, когда слышит словосочетание "осенний лес" или "осень золотая". Спуск нас вывел на поляну, где дорогу перегородил шлагбаум. Мы подъехали к границе заповедника "Подзаплотовские болота". Участок "Подзаплоты" имеет площадь 5.181 тыс. га., в ландшафтном отношении этот участок представляет собой сочетание степных, лесостепных, водноболотных и пойменных сообществ. Здесь обитают 3 вида земноводных, 4 вида пресмыкающихся, 175 видов птиц и 44 вида млекопитающих. Есть даже виды, занесенные в Красную книгу, но мы видели перед собой шлагбаум и всяческие устрашающие запретительные надписи. Если вы улыбаетесь, то я должен вам сказать, что хакасские егеря очень суровые, как правило, трезвые и бескомпромиссные мужики. В этом многие из нас в разные времена убеждались неоднократно. Так что шлагбаум нас задержал минут на десять. Объезд был слишком длинным, решили рискнуть. Вскоре показался домик егерей. К счастью никого не было рядом. Думаю все таки благодаря "не сезону". Домик выглядел так, как будто хозяева отлучились в соседний ларек за хлебом. Рядом стоял котел, и лежала всякая хозяйская утварь. Краем урочища Ключики мы проследовали дальше. Слева стеной стояли Скалистые горы (880м), а справа виднелся забавная горка с отрицательным уклоном склонов, похожая на нарывающий прыщ. Самое забавное, что и название на карте было под стать - гора Чирья. Около озер Лиственки, рядом с выездом из запретной зоны мы устроили небольшой привал. Через урочище Подлиственка мы выкатились на равнину, у края которой, по всем признакам, текла большая река. Это бы Черный Июс. Некоторое время мы ехали вдоль него, пока дорога не кончилась уперевшись в кромку воды. Нам предстояло форсировать реку. Честно говоря, я был слегка шокирован. Самый большой брод, который я переходил, это где глубина по колено и ширина метров восемь. Здесь же ширина реки была метров сто. Подошли три коня (сопровождавшие нас последние километров 10) и, ухмыляясь, пошли через реку. Степень моей шокированности увеличивалась, так как я оценил глубину и самое главное силу течения, которая местами двигала коней. Олег, руководитель похода, стал раздеваться и я понял, что все серьезно. Не все верили, что мы сможем перейти, но когда Олег двинулся в воду с велосипедом на спине, народ стал нехотя стягивать с себя одежду. Среди барахла у меня к счастью были галоши. Не знаю, как бы я перешел реку без них. Я примотал галоши к ногам скотчем и приготовился к переходу. Температуру воды в сентябре вы себе можете представить. Про ширину я уж говорил, глубина местами доходила мне почти до подмышек. Течение очень сильное. А самое поганое было то, что вещей+велосипед было столько, что за один переход ни у кого перетащить вещи не получалось. С криками, подбадривая друг друга матом мы переходили реку, мало-мало отогревались и двигали обратно за оставшимися вещами. В общем, этот брод для меня теперь 10 баллов, пока не встретится что-то покруче. Деревня Устинкино была километрах в трех от брода. Закупились алкоголем и продуктами на ужин и двинулись к озеру Сульфатному. От Устинкино, практически, до места привала ехали асфальтом. Разбили лагерь на седловине рядом со склоном Сульфатских гор. Сулекскую писаницу смотреть уже не было времени, так как стремительно темнело, а мы еще не поставили палатки. Место было хорошее, тут тебе и вид на озеро, и лес с дровами и где-то в ста метрах завораживающие надписи на камнях, сделанные, страшно сказать, 4 тысячи лет назад. Получается что Сулекская писаница ровесница египетских пирамид. Понятно, что утром первым делом мы пошли на осмотр. Что можно сказать. С одной стороны "Пичиктиг-Таг", как называют писаницы, является шедевром изобразительного искусства эпохи Тюхтятской культуры, с другой - этим писаницам не повезло. Сулекская писаница находится практически на трассе Копьево - Сарала. отсюда большое число, скажем так, посетителей. А портрет нашего среднестатистического, посетителя музея, причем такого музея, где нет сторожа, где, только совесть может запретить сделать какой-то поступок, вы представляете. Местами из-за подписей современных "писателей" не видно оригинал. Говорят, что когда строили дорогу, за камнями далеко не ездили. Ну, вы поняли, где брался материал для дороги. Ужасно. Олег, который, не первый раз на Сулеке, говорит, что испорченных рисунков стало больше. И это для памятника древней культуры который имеет не только местное, но и всемирное значение. После завтрака мы разделились. Новосибирцы поехали на ж.д.вокзал в Копьево, а мы с Олегом решили немного продлить наше путешествие и уехать вечером со станции Учум. Погода более чем располагала к этому. Небо очитилось, проглянуло осеннее, но еще теплое солнышко. Распрощались с новосибирцами, они поехали трассой в Копьево, а Олег и я свернул в поля, и двинулись по азимуту к Камыште. За разговорами об археологии и древней Хакасии, незаметно въехали на территорию курорта Учум. Погрелись на солнышке у магазина, подегустировали пиво, решая вопрос о месте обеда. Чтобы не рисковать, решили все таки сначала купить билеты, а потом уже набивать живот. Да и до станции было еще с десяток километров. Опасения оказались напрасными, билетов все равно не было. Кассир сказал, что билеты продаются непосредственно в поезде, в общем вагоне. Это нас не порадовало, но и не огорчило - разве это проблема для людей, которые еще сегодня видели черточки и точки, складывающиеся в батальные и бытовые сцены, в отражение которых далекий мастер вложил кусочек души за 2 тысячелетия до нашей эры! Когда мы вернулись, Красноярск спал, коротая раннее осеннее серое утро, в котором не было запаха степи, запаха болот, трав и той свободы, понятной беркуту в небе, и разве что байкеру, несущемуся грунтовой дорогой по склонам хакасских сопок... сентябрь 2009, www.veloyarsk.ru Изменено 25 марта, 2010 пользователем veloyarsk 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.