Stalker Опубликовано 15 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 15 июня, 2010 (изменено) Предисловие: После того, как моя вилка RS SID прошла уже 4200 км, я решил сделать ей ТО. Конечно я знаю, что производитель рекомендует менять масло каждые 50 часов эксплуатации вилки, но кто на практике выполняет эту рекомендацию? Вилка использовалась без жести, не оставлялась засыхать в грязном виде. И тем не менее, появились некоторые моменты ухудшения ее работы: негативная камеры не могла принять в себя давление свыше 50 psi, ноги стали практически сухими. Это говорит о том, что в вилке закончилось масло и его нужно менять/добавлять. Покопавшись в дебрях интернета, я не нашел полного и исчерпывающего руководства/инструкции на русском языке. Официальный сайт производителя смог выдать лишь универсальную общую инструкцию, которая становится понятной лишь по мере выполнения работ. Знания технического английского - обязательны. Всё это сподвигло меня задокументировать ход работ и сделать некоторые фотографии. Фото будут еще выкладываться. Прошу меня извинить за их посредственное техническое качество. Причина в аппарате мыльничного типа и отсутствии помощника. Хотя я и делал снимки с разных ракурсов, всё равно некоторые получились нерезкими. Инструкция по разборке и обслуживанию воздушно-масляной вилки RockShox SID Race (2009) с удаленной блокировкой Для переборки вилки нам понадобятся: 1. Шестигранники на 1,5, 2, 5 мм. 2. Удлиненная торцевая головка на 10 мм. 3. Обычная торцевая головка на 24 мм. 4. Вороток. 5. Молоток. 6. Съемник стопорных колец. (добавлено 19.06.2010) 7. Зубочистка. 8. Емкость для замачивания сальников в масле. 9. Емкость для слива старого масла. 10. Несколько чистых тряпок для протирки рук и внутренностей вилки. 11. Вилочный насос. 12. Вилочное масло вязкостью 15w (для штанов и воздушных камер). 13. Вилочное масло вязкостью 5w (только для демпфера). Масла, которые я использовал, были произведены компаниями LiquiMoly (Германия) и Motul (Франция). Полностью вынимаем вилку из рамы, освобождаем ее от колеса, калипера дискового тормоза, тросика манетки блокировки. Вилку тщательно моем от всякого рода грязи. Крепление переднего крыла я снимать не стал. Снятие штанов 1. Откручиваем колпачок негативной камеры (снизу левой ноги). 2. Стравливаем воздух. 3. Откручиваем колпачок позитивной камеры (сверху левой ноги). 4. Стравливаем воздух. 5. Выдергиваем ручку регулятора отбоя (снизу правой ноги). 6. Переворачиваем вилку штоком вниз. С помощью 5 мм шестигранника ослабляем болт под регулятором отбоя на 3-4 оборота. 7. С помощью удлиненной 10 мм головки и воротка откручиваем гайку негативной камеры, но не до конца, а так, чтобы она выдавалась над резьбой на 2-3 мм. Гайка выкручиваться будет долго. 8. Молотком стучим по шестиграннику, вставленному в регулятор отбоя, пока он не провалится примерно на 5 мм. После этого почувствуется некоторая свобода хода. 9. Аналогично стучим по 10 мм головке в негативной камере, чтобы почувствовать свободу. 10. Полностью выкручиваем болт в регуляторе отбоя. 11. Полностью выкручиваем гайку в негативной камере. 12. Переворачиваем вилку штоком вверх. Держа одной рукой гориллу штанов, а другой – шток или корону, аккуратно вытягиваем ноги из штанов. Если в конце хода ног слышится металлический стук, а ноги не выходят, значит, недостаточно стучали молотком на этапах 8 и 9. Тогда надо снова вкрутить болт и гайку на несколько оборотов и постучать молотком еще раз. Ставим штаны в емкость, чтобы с них стекло масло. 13. Протираем ноги чистой тряпочкой и убираем в сторонку. Хорошо было бы перед протиркой побрызгать изопропиловым спиртом, но у меня его не нашлось. 14. Вытаскиваем пинцетом из штанов поролоновые кольца. У меня они были грязными и сухими. 15. Наливаем в ненужную емкость небольшого объема немного масла вязкостью 15w. Тщательно стираем в нем кольца, а потом оставляем замачиваться. В качестве емкости я использовал контейнер от мороженого. 16. Моем штаны в тазу горячей водой с «Фейри». Тщательно вычищаем сальники щеточкой. 17. Вынимаем штаны из воды и кладем сушиться. Переборка воздушных пружин DualAir 18. Убедившись, что в позитивной камере нет давления, выкручиваем верхнюю крышку левой ноги с помощью головки на 24 и воротка. 19. Тут надо слить всё масло из позитивной камеры, но у меня его не оказалось. 20. Вталкиваем поршень негативной камеры, попутно нажимая на ее ниппель, чтобы выравнивать давление, иначе поршень будет сопротивляться. 21. Используя головку на 10, сильно вдавливаем ее в BasePlate (адекватного русского перевода я пока не нашел). Наша задача – утопить BasePlate вглубь ноги на 2-3 мм, чтобы между ним и стопорным кольцом появился зазор. 22. Снимаем стопорное кольцо с помощью специального съемника. 23. Рукой через тряпочку выдергиваем поршень вниз из трубы. Тут выкапывает немного масла и обнаруживаются на поршне 2 кольца, одно из которых пружинит и имеет разрез. 24. Протираем трубу ноги изнутри тряпочкой. 25. Снимаем подвижный клапан с поршня. 26. На поршне имеются резиновые уплотнительные кольца. Если с ними какие-то проблемы, то кольца подлежат замене. У меня не было ни проблем, ни запасных колец, но ради интереса я всё же решил снять резиновые кольца. Для этого воспользуемся зубочисткой. Снимать все кольца надо очень осторожно, чтобы не повредить их. Повреждение приведет к тому, чтобы они будут пропускать воздух или масло. Тогда их однозначно придется заменить. Я снял лишь 2 кольца, извалял в масле и вставил обратно. А другие 2 даже не снимал, а просто смазал. В качестве смазки использовал всё тоже масло 15w. 27. Обратно надеваем подвижный клапан на длинный поршень. 28. Вставляем эту сборку в ногу, поочередно пропуская поршни. 29. Выравниваем металлические кольца и плотно заталкиваем пальцами BasePlate. 30. Ставим стопорное кольцо тем же самым съемником. Чтобы убедиться, что кольцо село в канавку, мы не до конца разожмем его и покрутим в канавке влево-вправо. Кольцо должно легко вращаться. Выравниваем его относительно BasePlate, чтобы выступы кольца легли в углубления BasePlate. Окончательно разжимаем кольцо и убираем съемник. 31. Через тряпочку оттягиваем поршень вниз, чтобы BasePlate сел на стопорное кольцо без зазора. Снятие демпфера 32. Выкручиваем шестигранником на 1,5 болтик на золотистой ручке флудгейта сверху правой ноги и снимаем ручку. 33. Снимаем синюю ручку регулировки компрессии. 34. Откручиваем держатель тросика удаленной блокировки, используя шестигранник на 2. 35. Убираем белую шайбу. 36. Головкой на 24 и воротком выкручиваем демпфер. 37. Аккуратно вынимаем его, покачивая из стороны в сторону. 38. Сливаем масло в ненужную емкость. У меня масло оказалось зеленым и пахло бензином. 39. Переворачиваем вилку вверх штоком выталкиваем поршень отбоя/отскока. Сначала действуем руками, затем спицей, пока он не вывалится. 40. Поршень отскока протираем от масла, попутно можно сменить уплотнительное колечко, если с ним какие-то проблемы. У меня же было всё хорошо. 41. Протираем ноги вилки от старого масла. Сборка демпфера 42. Держим вилку штоком вверх. Сверху вставляем поршень отскока. Сначала шток поршня, потом клапан. Проталкиваем рукой. Когда шток дойдет до сальника, в который он вставляется, то в результате неизбежного перекоса, он немного уйдет в сторону. Чтобы направить шток в отверстие, нужно снизу сквозь сальник пропустить спицу и вставить ее в отверстие штока. Теперь, если толкать шток сверху, он по спице пройдет точно в отверстие. Надо будет лишь немного его подтолкнуть и вытянуть снизу. Вообще, идеально было бы вынимать и вставлять поршень не через верх, а через низ. Для этого нужно будет снять стопорное кольцо и выдернуть поршень вместе с сальником. 43. Заливаем строго 94 мл вилочного масла вязкостью 5w. Можно воспользоваться мерной посудой, но в виду отсутствия таковой я применил шприц на 20 мл и насадил на него трубку 15 см длиной. Этой трубкой удобно вытягивать масло из банки, но для точности измерения трубку каждый раз надо отсоединять, чтобы масло в ней не добавляло лишний объем. 44. Аккуратно вставляем демпфер в ногу, слегка его покачивая. 45. Смазываем этим же маслом 5w резьбу гайки и закручиваем ее головкой на 24 до упора. Крутить со всей дури не надо, достаточно лишь хорошо притянуть уплотнительное кольцо. 46. Протираем вилку и устанавливаем белую шайбу. 47. Устанавливаем держатель тросика удаленной блокировки и прикручиваем его шестигранником на 2 мм. 48. Устанавливаем синюю ручку компрессии. 49. Устанавливаем золотистую рукоятку флудгейта и прикручиваем ее шестигранником на 1,5. Установка ног в штаны 50. Замоченные ранее в масле 15w поролоновые кольца аккуратно устанавливаем на свои места, избегая перекручивания. При необходимости расправляем и укладываем пинцетом. 51. Очень осторожно вставляем ноги в штаны, покачивая из стороны в сторону. Вставляем очень медленно. Как только край ноги уйдет на 5 мм вглубь ноги, сальник должен выправиться в нормальное положение. Если он заминается еще сильнее, то ногу лучше вытащить и попробовать еще раз. Нельзя допускать замятия сальников. После того, как обе ноги зашли в штаны, не замяв сальники, нажимаем на ноги, чтобы они погрузились поглубже в штаны, но не до конца. 52. Слегка сбрызгиваем ноги у сальников маслом 15w. 53. Переворачиваем вилку штоком вниз и наклоняем ее под углом 45°. 54. Шприцом через трубочку вводим по 5 мл масла 15w в отверстие каждой штанины 55. Полностью насаживаем ноги в штаны. 56. Проталкиваем вниз поршень воздушной камеры, чтобы он полностью вылез из отверстия. Не забываем стравливать воздух из негативной камеры. 57. Вкручиваем болт отскока/отбоя шестигранником на 5 мм. 58. Вкручиваем гайку с черной шайбой в негативную камеру. 59. Переворачиваем вилку штоком вверх. 60. Заливаем 3 мл масла 15w в позитивную камеру. 61. Закручиваем крышку камеры головкой на 24. Опять же без фанатизма. 62. Ставим на место ручку регулятора отбоя. 63. Накачиваем рабочее давление сначала в позитивную камеру. 64. Затем в негативную. 65. Закручиваем колпачки обеих камер. Переборка вилки закончена. Если всё сделано правильно, то масло нигде не должно протекать, воздух не должен травить. Ноги должны быть влажными от масла, а сама вилка прекрасно работать. Теперь ее можно установить на раму, подвести тросик от манетки блокировки, установить калипер дискового тормоза и колесо. Послесловие: Фото во время работы: Вилка после накачки воздухом простояла всю ночь. Следов утечки масла не обнаружено. Тест-драйв немного по асфальту и больше по пересеченной местности (86 км) показал замечательную работу вилки во всех режимах. Добавление от 16.06.2010: как мне кажется, вилка стала работать даже лучше, чем новая. Во всяком случае, я посмотрел свои старые записи и увидел, что я вгонял в нее такое же давление, как сейчас, но вилка была жестче. Я уже слышал о том, что изначально RockShox экономит на масле и заливает меньше, чем сам же рекомендует. Может быть это как-то с этим связано. Хотя я, честно говоря, не могу выдвинуть хоть какой-то правдоводобной гипотезы. Будем наблюдать дальше. Изменено 19 июня, 2010 пользователем Stalker 12 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дарт Вейдер Опубликовано 15 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 15 июня, 2010 спасибо, очень полезная информация. (+) :) 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Andrei Опубликовано 15 июня, 2010 Поделиться Опубликовано 15 июня, 2010 ТС, ты масло для вилки где достал? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Stalker Опубликовано 16 июня, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 16 июня, 2010 Добавил фотки в первый пост. 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Stalker Опубликовано 16 июня, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 16 июня, 2010 c@t_=^.^=, сойдет любой магазин, торгующий смазками для мототехники. Я пошел в "Мир Моторов" на пр. Мира, поскольку это недалеко от моей работы. Банка 0,5 л одного масла и банка 1 л другого обошлись мне в целом в 550 руб. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Stalker Опубликовано 21 июня, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 21 июня, 2010 (изменено) Проделанная работа наверное не получалась бы без участия моего хорошего друга - одной девочки с нашего форума (GirlRider), которая любезно согласилась перевести на русский язык часть оригинальных инструкций. За это ей отдельная благодарность! Изменено 21 июня, 2010 пользователем Stalker Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.