PIOneer Опубликовано 9 июня, 2009 Поделиться Опубликовано 9 июня, 2009 «Присматривайте за Евгением Комаровым. Русские не так давно в BMX-е, но этот парень едет действительно быстро!» Эти слова, размещенные под фотографией омского гонщика на авторитетном сайте bmxmania.com, дорогого стоят. В 2007-м Женя получил травму, которую московские специалисты дружно назвали несовместимой с дальнейшими занятиями спортом. Однако сам гонщик и омский хирург Владимир Драчевский осмелились думать иначе… Лидер национальной ВМХ-сборной Евгений Комаров оставался единственным представителем России, претендующим на поездку в олимпийский Пекин… Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
PIOneer Опубликовано 9 июня, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 9 июня, 2009 Встречи с «летающим гонщиком» №1 мы ожидали с большим нетерпением. Дополнительно заинтриговал тренер чемпиона Василий Викторович Комнатов, когда рассказал, что за бойцовский характер, азарт и смелость Женю в сборной прозвали «безбашенным». Однако встречи этой могло и не быть: расписанный по дням график Комарова изначально не предполагал майского визита в Омск, но помог случай. В последнее время наш гонщик так основательно колесил по Европе и миру, что в его загранпаспорте не осталось места для визовых отметок. А чемпионат мира в китайском Тайюане стартует через три недели! Пришлось срочно наведаться в родной город за новыми документами. «Летающий гонщик» набирает высоту Как ни странно, появление на амурской ВМХ-трассе чемпиона России особого ажиотажа не вызвало. Конечно, ему были рады, но малышня, например, продолжала деловито крутить педали и даже не думала терзать старшего товарища просьбами об автографе или вопросами о прошедших в Европе баталиях. Сам Женя спокойно готовился к съемке. Облачался в защитный костюм и примеривался к незнакомому, взятому здесь же на базе велосипеду. Через неделю в подмосковной Красной Пахре начинался чемпионат России и его собственный «байк» ждал хозяина на месте. Ощущения от первых минут знакомства с сильнейшим гонщиком страны оказались самыми неожиданными: увязать спокойного и рассудительного Комарова с хлестким эпитетом «безбашенный» было совершенно невозможно! - Жень, тебе самому такое определение лестно? А главное насколько оно соответствует действительности? - Ну, вообще-то я безбашенным себя не считаю! (смеется) Просто мне нравится ВМХ, нравится борьба. Меня захватывают прыжки. Возможно, я захожу в них чуть дальше, чем остальные. Но это не безбашенность, просто того требует гонка. - Но подобные смелость и отвага – назовем их так – даны далеко не каждому. Многие на трассе осторожничают, перестраховываются. Почему в тебе этого внутреннего тормоза нет? - Не знаю. Может кому-то это сразу дано. Хотя когда стартуешь с 7-метрового холма или улетаешь метров на двенадцать, бывает определенный страх, но он быстро проходит. А боятся рисковать, на мой взгляд, чаще всего те, кто имеют погрешности в технике. Например, неправильно крутят педали. - Ты лучший гонщик России. Что позволяет всё время показывать лучший результат? - Самое главное – старт. Первый жим и стартовый рывок у меня получаются не лучше чем у других, на их фоне я даже немного проигрываю. Но вторые и третьи жимы я выкручиваю быстрее и мощнее. Поэтому из стартового коридора, где борьба запрещена, чаще всего выскакиваю первым, а это половина успеха. - Осенью тебе исполнится двадцать лет. Большую часть жизни ты занимаешься ВМХ-ом: есть вещи, которыми тебя на трассе можно удивить? Случалось, поражаться чьему-то мастерству? - На трассе? Да сплошь и рядом! Одни невероятно быстро уходят со старта, другие какие-то препятствия неожиданно проезжают на заднем колесе, и получается очень эффективно. За границей много ребят, которые всё делают по-своему. Сначала кажется, некоторые их «фишки» повторить невозможно. Но я стараюсь присматриваться: если это поможет ехать быстрее, значит, буду пробовать, расширять арсенал… Кажется, в этом занятии Евгений преуспел настолько, что присматриваться к нему впору его европейским коллегам. Тут стоит отметить, что между лучшими гонщиками России, выступающими в самом престижном классе «Элита»** и их зарубежными коллегами до недавнего времени была настоящая пропасть. Попадание в 1/8 и 1/4 финала международных соревнований становилось для нас серьезным успехом. В общем и целом ситуация и сейчас выглядит примерно так же, с той лишь разницей, что в этом году восстановившийся после травмы Евгений Комаров взметнул планку российских результатов на рекордную высоту. Чтоб Европа не скучала… В 2007-м, когда национальная сборная, начала по крупицам собирать первые очки в зачет олимпийских игр, омский гонщик не мог помочь команде. Большую часть сезона он откатал «на одной ноге», а организаторы прошлогоднего чемпионата России, перепуганные тяжестью Жениной травмы, даже не решились допустить его к соревнованиям. Зато в 2008-м дорвавшийся до серьезных стартов Комаров взялся за дело с удвоенной энергией и думается, наверстал упущенное! Женя проехал все 12 этапов чемпионата Европы (ЧЕ) и ниже 1/8 финала оказывался лишь однажды. Четыре раза он участвовал в четвертьфинальных заездах, пару раз попадал в полуфиналы. Наконец Комаров дважды пробивался в 8-ку сильнейших ВМХ-рейсеров Европы! И в одном из финалов сделал то, чего от российского гонщика точно никто не ожидал… В ВМХ-спорте сферы влияния поделены достаточно давно. В России «летающие гонщики» появились около 15 лет назад. Европа и мир «взлетели» минимум вдвое раньше. Потому и контролируют воздух, прежде всего, американцы, австралийцы, колумбийцы, а в Европе - голландцы, французы и не на шутку разошедшиеся (особенно в этом сезоне) латыши. Новичков в свои тесные ряды эта компания принимает крайне неохотно. Разве что 21-летний уникум из ЮАР Нлапо Сифизо, непонятной географической причудой отнесенный к европейцам, не будет ни у кого спрашивать и ворвется в элиту сам. В остальном же, лидеры успели отвыкнуть от сюрпризов. Так бы и колесили они по трассам Старого света, скучно и предсказуемо, если бы не наш Евгений Комаров. - Жень, по твоим наблюдениям, в чем больше всего уступают российские гонщики коллегам с Запада? Чего нам не хватает для более ожесточенной борьбы? - Прежде всего, мы проигрываем старт. Причем, у многих есть хороший стартовый рывок, но подводят следующие жимы. А когда ты проигрываешь старт, получается что? После «коридора» дорога сужается, рули смыкаются и вперед уже не вылезти! Возьмем тех же латышей: если они проспали старт, оказались на 3-4-м месте, то не факт, что они даже его сумеют сохранить. Не могут бороться в тесной группе. Теряются, начинают неуверенно прыгать, с ошибками проходить виражи. - А ты в этой «рубке» чувствуешь себя прекрасно? - (смеется) Да я как-то с детства привык выбираться с последних мест. Мне не всегда старт удавался. И в юниорах на первенстве Европы я до полуфиналов часто доходил благодаря таким прорывам с 8-го на третьи, четвертые места. - Кстати, как прошел переход из юниоров в «Элиту»? - Ничем особым он не запомнился… Мне уже в 14-15 лет было неинтересно со сверстниками ездить, борьбы не получалось. И Василий Викторович, мой первый и единственный тренер, всегда пытался поставить меня против старших гонщиков. Поэтому с братьями Костюковыми, с Черкашиным, с Ильясовым, которых уже можно назвать нашими ветеранами, я соревновался еще в подростковом возрасте. И на этой трассе на последней прямой частенько их обходил. Так что к переходу в «Элиту» я был готов. Да и любое соперничество только заводит. Урок усвоен: за русским смотрим в оба! В настоящего возмутителя спокойствия Комаров превратился на 5-м этапе чемпионата Европы в датской Фредериции. В финальном заезде местный комментатор, буквально захлебываясь от восторга, прохрипел, что вслед за латышом Иво Лакучем – будущим чемпионом Европы – финишировал «Komaroff from Russia»! И как финишировал! Со старта Женя ушел 8-м (вечная наша проблема) но уже на выходе из первого виража прорвался на 5-е место. На прямой отыграл еще 2 позиции, а на последних метрах раскрутился так, что попросту «съел» голландца Мартина Шерпена. Вообще же по ходу этого 30-секундного спринта гость из не значащейся на большой ВМХ-карте России обошел пятерых гонщиков «Элиты», которые по сумме всех этапов ЧЕ вошли в первую 10-ку континентального рейтинга. Сам Комаров за 12 этапов набрал 195 очков и занял в этом топ-листе 16-ю строчку. В недрах обширного списка из 168 спортсменов можно обнаружить еще четыре российских фамилии. К сожалению, успехи остальных наших ребят пока намного скромнее. Лучший из них омич Роман Саблин с 72-мя очками занимает 55-е место… Что касается успехов Комарова, они определенно повлияли на отношение Запада к русским гонщикам. - С одной стороны это здорово – рассказывает Василий Викторович Комнатов – наш парень заявил о себе! Но он стал для соперников проблемой, и против него эпизодами уже ведут тактическую борьбу. Например, идут в одном заезде несколько французов: они вполне могут его «притормозить» и это будет в пределах правил. А Женя пока рассчитывает только на себя. После того как он в Дании занял 2-е место, к главному тренеру сборной Валерию Никифорову подошли голландские коллеги. Поздравили. Сказали, что теперь будут смотреть за Комаровым в оба. - Василий Викторович, 10 лет назад, когда Вы только пришли в ВМХ из «большого» велосипеда, могли предположить, что российские, вдвойне приятно, омские гонщики будут участвовать в чемпионате Европы и мира? - Вспомним старую присказку: плох тот солдат, который… Конечно, надеялся на то, что это станет возможно. А в Жене был уверен с самого начала. У него были все задатки хорошего спринтера. Любое упражнение выполнял так, что сразу от всех уходил. Вот вы заметили, что внешне он абсолютно спокоен. Почему же его называют «безбашенным»? Просто в нем сидит взрывная сила и в нужный момент она просыпается. Не все догадываются, что внутри такая мощная «пружина»! Женя хороший аналитик. Всегда может грамотно оценить свои действия, состояние. Помню, он совсем мальчишкой был. Смотришь на него, сидит усталый: «Василий Викторович, можно я отдохну?» И это никогда не было уловкой, желанием схитрить. Если просит, значит, действительно устал, лучше его сейчас отпустить. Тогда в следующий раз будет тренироваться с еще большим азартом. Он здорово чувствует свой организм. На кону перспектива В Дании Комаров в числе прочих опередил Мариса Стромбергса. Латыш в этом году творит нечто невообразимое! На майском чемпионате мира в Китае первый номер континентального рейтинга, не особо церемонясь, увел чемпионский титул у спортсменов США. Американцы никак не ожидали от Европы такой «оплеухи». Теперь Стромбергс автоматически превращается в одного из главных фаворитов первых, а потому исторических, для ВМХ-спорта Олимпийских игр. Впрочем, давайте начистоту: достижения латышского гонщика нас интересуют далеко не в первую очередь. Главное российский спортсмен впервые попал на пьедестал этапа ЧЕ в классе «Элита». Считает ли автор «рекорда» именно это достижение самым значимым в своей карьере? - Думаю да. Хотя в 2005-м, когда мне было шестнадцать, я выиграл чемпионат России среди взрослых. Мне кажется - очень приличный результат. - Голова от успехов не закружилась? - (смеется) Я тогда не думал, что сделал что-то особенное. Это сейчас вижу и знаю, что в 16 лет чемпионом России больше никто не становился. - Что может помешать гонщику твоего уровня выйти из предварительных «мотто»* заездов? - Только если велосипед подведет. До 1/8 дохожу стабильно. Еще заезд может не получиться, если тебя на вираже – я про Европу говорю – попытаются выкинуть с трассы. В ВМХ это не редкость. - А после гонки нет желания подойти и доходчиво объяснить хаму, что так делать не надо? - Да нет. Я же спокойный (улыбается). Это борьба, к ней нужно быть готовым. В Дании я сам в полуфинале догонял человека и вошел в вираж так, что практически выдавил его с полотна. То же много раз проделывали со мной. Обычно особенно некорректной ездой отличаются французы. Помню, на прошлом ЧЕ они с виража «вынесли» сильнейшего гонщика Латвии: скорость была большая, и он с поворота влетел прямо в железный забор. - И даже такое хулиганское поведение остается без последствий? - По идее могут дать дисквалификацию, вплоть до года. Но я таких случаев не видел. Кстати, даже тот латыш, когда оклемался, французу ничего не предъявлял: они внутри сборной Латвии ездят так же жестко. Не в «мотто», конечно, но с 1/4 финала уже друг друга «бортуют». В России мы к такой борьбе не привык, а в Европе приходится: ты не толкнешь, обязательно толкнут тебя. - В классе «Крузер»*** ты участвовал в чемпионате мира, а наиболее престижный старт в «Элите»? - Чемпионат Европы этого года. Чувствовал себя хорошо, на фоне остальных ехал прилично, но за 2 дня успел упасть дважды: довольно легко прошел в ј финала, ехал третьим, но отстегнулась педаль, и по нижней части виража меня обошли трое. Да еще рулем зацепился за футболку голландца и упал. На следующий день попал в похожую заварушку. Так что самая высокая стадия на чемпионате Европы – четвертьфинал. - Насколько ВМХ вообще зависим от удачи, если можно вот так запросто за кого-то зацепиться? - Я бы сказал, удача в нашем спорте не последнее дело. Сам видел, как Лакуч на одном чемпионате мира ближе к финальным заездам ехал 5-й, 6-й, а соперники перед ним просто в стороны «рассыпались»! Падали, вылетали, ломали велосипеды, а Иво как заговоренный шел дальше. - В ВМХ очень короткая дистанция – 350-400 метров. Можно за это время воплотить какие-то задумки или действовать приходится по ситуации? Появилась лазейка – тут же «просочился»… - Вот именно так! Думать-то особенно некогда. Есть лазейка, ты в нее нырнул. Не получилось? Нырнул в следующую. Такие моменты есть в каждой гонке. Более того, их море. Бывает, потом жалеешь, что не всеми воспользовался. Или рискнул, но больше потерял, чем выиграл. Иногда летишь, смотришь между гонщиками «дырка»: ты еще руль не успел повернуть, а тебе прямо в воздухе дорогу к ней перекрыли (смеется). - С кем-то из европейских коллег общаешься? - Здороваться – здороваемся, но «дружить» на соревнованиях проблематично. Я же говорю, даже гонщики одной страны толкают друг друга! Всем нужны очки. На кону ведь не просто победа, а поездка на Олимпиаду. Значит на кону перспектива. «Дикая» карта для «Безбашенного» Евгений Комаров по-прежнему не теряет шансов попасть в Пекин. Правда сейчас в «розыгрыше» находится единственная и последняя из 32-х ранее доступных путевок. Занять в рейтинге лучших команд мира места с 1-го по 11-е, и поучаствовать в распределении 24-х олимпийских лицензий было бы очень здорово! Но пока это объективно не наш уровень. Хотя если бы остальные гонщики российской сборной, набрали половину тех очков, что уложил в копилку Евгений, решить эту задачу было бы вполне возможно. Пробиться в полуфинал ЧМ и застолбить за собой одну из шести разыгрываемых там путевок тоже не удалось. В Китай Женя ехал в боевом настроении – полторы недели назад выиграл чемпионат России – но в Тайюане неудача подстерегла в 1-м же заезде. На вираже зацепил педаль чешского гонщика, повредил вилку руля и не смог финишировать. В оставшихся заездах показал 5-е и 3-е время. Для выхода в следующую стадию турнира этого не хватило. Теперь наш единственный вариант отправиться в Поднебесную – получить от организаторов так называемую «wild card». В буквально переводе «дикую», а, по сути, шальную карту, которая позволяет спортсмену участвовать в соревнованиях независимо от имеющегося рейтинга. Формально таких карты сейчас две, но мало кто сомневается, что одна из них «уйдет» хозяевам Игр. А вот за вторую карту на уровне национальных федераций велоспорта развернутся настоящие бои… Известно, что с российской стороны в них уже включились те, кто могут отстоять наши интересы. Кстати, на англоязычных сайтах эксперты всех мастей еще за полгода до Игр начали составлять свои олимпийские списки, и каждый находил российскому спортсмену место в составе. Кто-то был уверен, что Evgeny Komaroff «отберется» через чемпионат мира, другие, не задумываясь, отдавали ему «wild card». Результаты омского гонщика произвели впечатление на фанатов ВМХ-спорта! В апреле 2008 года в Аделаиде проходил этап чемпионат мира по суперкроссу. Судя по характеру трасс – наиболее экстремальной ВМХ дисциплине. Участие в этом старте было обязательным для всех, кто претендовал на поездку в Пекин. Там обещают такой же гигантский стартовый холм… Комаров стал первым гонщиком из России, который смог преодолеть «засечку» - пройти трассу за определенное время и добраться до основных соревнований. Женя и здесь не сплоховал: опередил чемпиона Европы Лакуча на 29 позиций, будущему призеру чемпионата мира в Китае южноафриканцу Сифизо уступил всего строчку и финишировал 30-м! - Жень, объясни, что такое 7-миметровый стартовый холм? Для обычного человека – просто высоко, а что это значит для гонщика? - Для привыкшего гонщика, наверное, ничего. А для того, кто поднимается туда 1-й раз – очень страшно. Страшно даже стоять на верху, не то чтобы съехать! (смеется) Но потом осваиваешься, появляется кураж. Кстати в суперкроссе интересные трассы. Есть отрезки, где идут параллельные прямые: одна с препятствиями попроще – для женщин, другая с трамплинами – с которых улетаешь на 12 метров – для мужчин. В Аделаиде на тех отрезках, которые спортсмены обычно пролетают, даже трава и цветочки растут. Забавно. Перед гонкой успели сходить к океану. Поплавать не получилось, холодно было, зато видели дельфинов. Причем не в специально огороженной части пляжа, а в прибрежной полосе. Так здорово! - Что еще есть в твоей жизни кроме гонок? Хобби, интересы? Слушаешь Бетховена, играешь на пианино, вышиваешь крестиком… - (Смеется) Нет, Бетховена не слушаю. Хотя тренеры говорят, что классика полезна. Вообще, если мы всей командой едем в машине, нас частенько классической музыкой «балуют». Но чтобы я приехал и дома ее включил, такого не припомню… Также не умею играть на пианино (смеется). А вот что-нибудь зашить, заштопать, например штаны тренировочные – это мне нравится. Очень успокаивает. Когда бываю дома, люблю покататься на машине, съездить, до Ачаирского монастыря. Побродить, погулять там… Что еще? Читаем изредка книги (смеется). У нас ведь расписание такое, что иногда до кровати добредешь и всё. Усталость валит с ног! После окончания чемпионата России главный тренер сборной Валерий Никифоров не стал распускать команду. Гонщики сборной продолжают работу и помогают лидеру оставаться в форме: парни готовы вкалывать до тех пор, пока не определится судьба последней олимпийской путевки. В рейтинге международного союза велосипедистов (UCI) по состоянию на 1 июня 2008 года Евгений Комаров занимал 14-е место в евро-рейтинге и является самым молодым гонщиком этой группы. В мировой «табели о рангах» наш спортсмен пробился на 47-е место, отыграв за две недели 12 строчек. Из гонщиков входящих в первую сотню таким прорывом не может похвастаться никто! И если существует в арсенале UCI приз за самый заметный прогресс в году, то получить его, а заодно и заветную «wild card», должен омский гонщик Евгений Комаров… В конце концов, кому, если не «Безбашенному» можно доверить по-настоящему «дикую» карту?! * «Мотто» - серия из трех предварительных квалификационных заездов, в которых для выхода в 1/16, 1/8 финала, требуется набрать наименьшее количество очков. ** «Элита» - основной и самый престижный соревновательный класс для гонщиков от 19 лет и старше. *** «Крузер» - самостоятельный класс для гонок на байках с диаметром колеса 24 дюйма (вместо классических 20-ти) Текст: Артём Хомутских Фото: Юлия Семенкова и личный архив Евгения Комарова Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.