Jump to content
Sign in to follow this  
PIOneer

Скованные одной цепью...

Recommended Posts

Начинаю публиковать статьи журнала "Это Спорт", связанные с велоспортом. Журнал издается Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области тиражом всего в 1000 экземпляров, распространяется по административным и спортивным учреждениям и до обычных читателей доходит редко, а материал там вполне качественный, на мой взгляд.

Начну с самых ранних статей, но информация в них вполне актуальна и они могут быть вам интересны.

 

Скованные одной цепью...

Время пришло, в Омске начался новый, 96-й по счету велосезон! Начался

без раскачки, ярко и размашисто. Сетовать на отсутствие соревновательной

практики мастерам велосипедного спорта не приходится. Уже в мае календарь

подарил им четыре крупных старта: юношескую многодневку, третий этап

Спартакиады учащихся на шоссе и две гонки на треке…

Share this post


Link to post
Share on other sites
UnPinned posts

По словам серебряного призера чемпионата мира, чемпиона СССР и России Рината Шарафуллина, именно такой темп вхождения в сезон и нужен спортсменам. «Но плотность календаря не снизится и в течение года, – уверяет директор омского областного велоцентра, – летом ответственные соревнования замелькают, как спицы в колесе».

post-8-1232646316_thumb.jpg

Многодневка, каких мало!

История многодневной юношеской велогонки, посвященной Дню Победы, началась в Омске 7 мая 1981 года. Суть соревнований – найти и развить таланты – за 26 лет осталась неизменна. А вот желание вывести гонку на новый виток и сделать борьбу еще более острой привело к тому, что в 2005-м многодневка обрела завидный статус всероссийских соревнований.

Идея, родившаяся в областном велоцентре, была всецело поддержана министерством спорта. О том, что именно такой гонки не хватало в юношеском календаре, заговорили сразу. Удачное время проведения, сбалансированный набор дистанций, возможность командного зачета… Наконец, солидный состав участников: отличная репутация омского велоспорта позволила с первого раза собрать несколько сильнейших команд России и Казахстана. Специалисты признают, что характер соперничества в нашей многодневке близок к уровню первенства страны. Кстати, Кирилл Синицын из Уфы, победивший в 2006 году в номинации «активный гонщик», после нашей гонки выиграл юношеский чемпионат России, а лидер в личном зачете Евгений Терещенко из Астаны – чемпионат Казахстана. В свое время многодневка покорялась и омичам - будущим чемпионам мира – Дмитрию Мурашко и Евгению Петрову.

В этом году полку желающих поучаствовать в гонке прибыло настолько, что это превысило финансовые возможности принимающей стороны! Уровень приема – вообще отдельная тема. Гости оплачивают только проезд, а питание и проживание тренера и шестерых спортсменов – забота организаторов.

Если в Омск стремятся велосипедисты из Тольятти и Ижевска, это говорит о многом. Но «перегружать» соревнования высококлассными командами тоже не совсем правильно. Многому ли при таком подходе научатся сборные классом пониже, не имея никаких шансов в противостоянии с лидерами? А ведь по результатам многодневки юношам важно не только проверить свои силы, но и поверить в них!

 

Сдать экзамен, получить зачет

Борьба за лидерство в личном и командном зачете, а также за белую майку «активного гонщика» длилась на протяжении восьми этапов с 1 по 9 мая. Участие в ней приняли 16 команд и 94 спортсмена, среди них почти два десятка кмс. Серьезный экзамен дороге сдали далеко не все. До финального этапа добрались лишь 10 команд и 53 спортсмена. По традиции соревнования начались гонкой, посвященной памяти нашего олимпийского чемпиона Геннадия Комнатова, а закончились гонкой-критериумом памяти заслуженного тренера СССР Леонида Ивановича Живодёрова. Победу в первомайской гонке одержал кмс Александр Ротяков, выступающий за команду омского велоцентра (ОВЦ), а 9 мая он занял второе место. Правда, результаты обоих критериумов не шли в личный зачет, зато позволяли определить лучшего в номинации «активный гонщик». Показав характерное для уфимской школы умение «вырезать» промежуточные финиши, белую майку лидера оставил за собой Константин Якимов.

Выявляя сильнейших в личном и командном зачете, спортсмены проехали парную, командную, три групповых гонки (серьезное испытание для начала сезона!), а также «разделку» - индивидуальную гонку с раздельным стартом. Борьба даже на 70 – 75-километровых групповых гонках шла до последнего метра. Судьям неоднократно приходилось пользоваться «услугами» фотофиниша.

post-8-1232646285_thumb.jpg

Коварная «парная»

Погодные условия, в которых проходила решающая парная гонка, нельзя назвать комфортными. Но из-за сюрпризов природы соревнования на шоссе отменять не принято – потому оно и воспитывает поистине несгибаемых бойцов. 25 километров дистанции участники преодолевали при температуре +5 С под аккомпанемент дождя и свист шквального ветра. Обидно, что для успеха в гонке одной силы воли и физической готовности оказалось недостаточно!

Перед последним этапом многодневки, идущим в личный зачет, лучший из омичей Александр Ротяков по сумме пяти этапов шел с третьим временем – 6 ч. 28 м. 01 с. Его отставание от лидера Геннадия Татаринова в 51 секунду выглядело вполне отыгрываемым. А от второго места, занятого другим гонщиком из Копейска Александром Оводовым, Ротякова отделяли лишь 15 секунд. Еще один представитель омского велоцентра Андрей Опарко стабильно держался на пятом месте. В парной гонке ребята имели все шансы забраться в общем зачете еще выше, но… Досадный прокол колеса у Опарко не позволил этим надеждам сбыться. Замена велосипеда, потеря времени и… только 5-е место. Правда, в призеры вышла вторая наша пара, кандидаты в мастера спорта Леонид Вертелецкий и Алексей Марковцев. Но трехминутное отставание Ротякова и Опарко от двух четко отработавших пар из Копейска поправило положение в турнирной таблице, увы, не в нашу пользу.

В итоге четыре первые строчки в личном зачете многодневки заняли копейские ребята, Александр Ротяков стал пятым, Андрей Опарко – седьмым. Леонид Вертелецкий и Алексей Марковцев расположились на 9-м и 11-м местах, а «активный» гонщик Константин Якимов замкнул десятку сильнейших.

Лидеров в командном зачете определили по сумме личных результатов трех лучших гонщиков каждой команды. Здесь неожиданностей не произошло: ребята из Копейска - первые, гонщики нашего ОВЦ - вторые, главные команды Уфы и Астаны - на 3-м и 4-м местах. Вторая сборная областного велоцентра «Авангард» разместилась на 8-й строчке. Большим успехом можно считать выступление молодой команды ОВЦ-93, проходившей на соревнованиях «обкатку». Сражаясь с гонщиками, которые на год, а то и два старше, наши мальчишки заняли десятое место.

post-8-1232646553_thumb.jpg

Кому ковать победы?

- Ринат Галимзанович, участие в многодневках дает ребятам огромный опыт, а есть гонки наиболее полезные в плане профессионального роста?

- Опыт дает любой старт, но групповые гонки – особенно хорошая школа: серьезная дистанция, большое количество тактических вариантов. Мы хотим, чтобы юноши научились держать и разрывать группу, изматывать ее. По традиции особое внимание обращаем на командные гонки, поскольку именно в этом виде у нас есть олимпийские чемпионы Геннадий Комнатов и Сергей Шелпаков.

- В советские годы наша школа, безусловно, была одной из лучших в стране. Кто из молодых ребят сегодня близок к уровню сборной?

- Думаю, что в семерку-восьмерку ведущих команд России мы входим и сегодня, а главное, постоянно прибавляем. В данный момент четверо омских спортсменов проходят стажировку в Италии: братья Самохваловы, Ваня Блинов и Евгений Токарев. Ребята сильные, Самохваловы уже проехали Кубок мира в Бельгии по взрослым. Пока этот уровень на одну-две ступени ниже сборной, но переход выше может оказаться очень быстрым.

В конце мая наши юниоры съездили под руководством Михаила Ефимовича Редько (тренера Евгения Петрова) на Кубок страны в Майкоп. Выступили здорово: Стас Иванов выиграл гонку-критериум, Игорь Оцабера был третьим. Парная гонка тоже стала нашей: «золото» у Стаса и Антона Ивановых, а у Игоря и его напарника Сергея Жердецкого «бронза». Наконец, Костя Щукин был первым в групповой гонке. На ЧР в Самаре в начале июня наши юниоры взяли серебро в командной гонке.

По результатам многодневки 1 - 9 мая видно, что и молодежь у нас неплохая. Второе место в командном зачете. Копейск впереди, но он и в Анапе выиграл у Питера, Москвы, Сестрорецка.

post-8-1232646572_thumb.jpg

Шоссе и трек: дополняя друг друга

- Известно, что мастерам шоссейных гонок бывает полезно принять участие и в трековых соревнованиях. Где у нас в Омске можно «гоняться» на треке?

- Кроме «динамовского» 500-метрового трека, в Омске других нет. Но это уже даже не вчерашний день, а прошлое столетие. Достаточно сравнить наш трек и хотя бы велотрек «Крылатское» в Москве, который тоже морально устарел, так как создавался под Олимпиаду 1980 года. Тогда «классикой» была длина в 333 метра, а сейчас - 250. Ну а хороший крытый трек – примерно то же, что футбольный манеж, – дорогое удовольствие. У нас зима долгая, его надо греть, поддерживать температуру 22 - 24 градуса. Чем выше температура, тем разряженнее воздух, тем легче ехать. На треке, где счет идет на тысячные доли секунды, это очень важно. Необходимы очистители воздуха: в «Крылатском», бывает, кто-то с гриппом прокатится, и начинается эпидемия.

Кстати, кроме «динамовского» трека, от Пензы до Владивостока нет больше ни одного, так что нам еще повезло! Толк от трека, каким бы он ни был, есть всё равно. Здесь всегда можно «встряхнуться», отработать короткие виды, за счет выносливости, присущей шоссейникам, развить спринтерские качества. Но верно и обратное: спортсмены, выступающие на треке, ценят работу на шоссе. Например, наш чемпион мира Эдуард Рапп ездил много шоссейных гонок.

- Подготовка мастеров трека и шоссейных гонок, наверняка, имеет свою специфику, в чем она заключается?

- Характер подготовки в темповых, то есть самых протяженных видах гонок, в чем-то схож. Скажем, длина трековой гонки по очкам – 40 км. Здесь, как и на шоссе, важна выносливость. А в скоростных видах подготовка ведется иначе, потому что самая короткая трековая дистанция - километровый гит – совсем не то же самое, что относительно короткая шоссейная «разделка» 46,8 км. Настоящие спринтеры - большая редкость. Они круглый год «сидят на треке», много работают со штангой, наращивают мышцы – чем атлетичнее спортсмен, тем выше его взрывная сила. Поэтому спринтеры очень крепкие ребята. Стайеры-шоссейники, наоборот. Вы нашего Бочарова видели? Легкий, поджарый, жилистый. Потому что везти лишнюю мышечную массу 250 км нереально, ее же нужно «кормить» не только энергией, но и кислородом, тратить силы.

 

Когда Европа сходит с ума…

- Несмотря на то, что в треке разыгрывается гораздо больше медалей, шоссейные гонки считаются более престижными…

- Безусловно. Шоссейные гонки невероятно популярны в Европе: Италия, Франция, Испания помешаны на велоспорте. Принять участие в легендарных многодневках «Джиро д'Италия», «Тур де Франс» или испанской «Вуэльте» невероятно почетно. В гонках такого класса выступают сегодня наши мастера, профессионалы Евгений Петров и Александр Бочаров. На шоссе сражаются суперспортсмены, которые получают за свою работу серьезные деньги и мировую славу. В Италии велосипед после футбола – вид спорта № 1. Заходишь, например, в дорогой парфюмерный магазин, а там на самом видном месте стоит велосипед и написано, что хозяин в таком-то году ехал «Джиро д'Италия». Причастность к велоспорту там – большое дело, да и для бизнеса полезно!

Вокруг трека такого ажиотажа все-таки нет. Поэтому его сейчас и «передвинули»: большинство соревнований проходит зимой, хотя вид спорта летний. Готовиться, конечно, стало очень тяжело. Для чего это сделано? Зимой эфирное время свободно, и таким образом федерация надеется переключить внимание спонсоров и зрителей на трек.

В 2004 году я был на ЧМ в Вероне, в групповой гонке на шоссе там участвует до 200 спортсменов. А на ЧМ по треку в Пальма-де-Майорке были виды, где «гонялись» всего 18 - 30 человек.

- Мы рассмотрели такую грань, как престиж гонок, а если говорить о том, насколько серьезные физические «вложения» требуются от спортсмена?

- Самые длинная трековая дистанция – 40 км, а на шоссе профессионалы проходят этапы до 250, тут и на машине ехать устанешь. В престижных многодневках гонки идут каждый день в течение трех недель, с каким треком это можно сравнить? Тяжелая работа, тактическая борьба, сложные погодные условия, высоченные горы. А «мотор» - свой, и ноги свои!

post-8-1232646306_thumb.jpg

Подай воды, Григорий!

- В мире профессиональных команд существует достаточно жесткое разделение ролей на лидера и грегари. Как выглядит на шоссе работа грегари - гонщика, подчиняющего свои интересы командным?

- Задача лидера - потенциально самого сильного гонщика «конюшни» – всегда находиться в головной группе. Захотел попить - сообщает об этом по рации командной «техничке», машине техпомощи. Грегари, называемый в народе Григорием, спускается назад, набирает фляги, у него есть держатели на рамах, догоняет лидера и передает воду. Или ваш конкурент начинает убегать… Тогда команда выходит вперед, чтобы рассекать ветер и «везти» лидера, который сзади «сидит на колесе» и в какой-то мере отдыхает. В ситуациях, когда грегари не могут помочь, например начинается тяжелый горный участок, сэкономивший силы лидер идет вперед. В велоспорте от тактических приемов вообще многое зависит.

- А в трековых гонках «сюрпляс» – наверное, самый яркий из стратегических маневров?

- Один из самых необычных – точно. Он встречается у спринтеров на 750-метровой или километровой дистанции. Спортсмены останавливаются, балансируя на месте (то есть встают в сюрпляс), и пытаются вынудить соперника идти первым. Вторая позиция выгоднее: видно, что делает соперник. Первый же должен постоянно оглядываться, иначе рискует упустить момент, когда второй «выстрелит».

- В одном из интервью заслуженный тренер России Александр Кузнецов говорил, что в Афинах медали во многом были взяты «по инерции», за счет ресурса, оставшегося еще с советских времен. Вы с этим согласны?

- Кузнецов прав. Я думаю, что до афинского результата, где большая часть медалей была завоевана на треке его воспитанниками, мы не дотянем. В Омске есть сильные трековики, чемпионы России, входящие во взрослую и юниорскую сборные, – Дмитрий Леопольд и Владислав Ольховиков. Но в целом по стране ситуация на треке очень тяжелая.

- В шоссейных гонках вероятность олимпийского успеха выше?

- Состав олимпийской сборной определится после ЧМ, но результаты наших профи-гонщиков по ходу сезона будут иметь огромное значение. На сегодняшний день в сборную России входят Евгений Петров - отличный раздельщик и групповик, и Александр Бочаров - групповик и один из лучших «горняков» России. Недавно прошла информация о том, что из Пекина олимпийская трасса уведет гонщиков к Китайской стене, потом вернется обратно и пойдет на такие крутые холмы, где понадобится как раз чистый «горняк».

 

С новой командой к новым горизонтам

- В каком возрасте происходит «расцвет» возможностей спортсмена, когда приходят главные результаты? Предполагает ли велоспорт в принципе спортивное долголетие?

- Конечно, такой «золотой возраст» есть - от 24-25 до 32-35 лет – время, когда человек готов тактически, физически и морально. Но существуют уникальные спортсмены, которые «выбираются» далеко за обозначенные рамки. Бельгиец Эдди Меркс в 18 лет стал чемпионом мира среди любителей и сразу ушел в профессионалы, а француз Раймонд Полидор проехал «Тур де Франс» в 45 лет! А наш Вячеслав Екимов? Это вообще величайший спортсмен, гонявший почти до 40 лет. Свой первый чемпионат мира выиграл в 1985 году, первые Олимпийские игры - в 1988 году на треке, вторые в 2000-м – уже на шоссе. А в 2004 году завоевал «серебро» в Афинах в возрасте 38 лет!

25 мая представителю омского областного велоцентра Евгению Петрову, выступающему за профессиональную команду «Тинькофф. Кредитные системы», исполнилось 29 лет. Несмотря на наличие в составе двух олимпийских чемпионов Михаила Игнатьева и Тайлера Хэмильтона (от услуг последнего из-за допинг-скандала пришлось отказаться), хозяин новой команды Олег Тиньков в качестве лидера изначально видел только Петрова. Накануне своего дня рождения Евгений проехал один из самых протяженных этапов престижнейшей веломногодневки «Джиро д'Италия». И после десятого – 250-километрового этапа занимал в общем зачете гонки 5-е место! Из всех россиян удачнее прежде выступали лишь Павел Тонков и Евгений Берзин.

До начала трехнедельной «Джиро», состоящей из 21 этапа, перед Петровым была поставлена задача попасть в десятку сильнейших. Сказано - сделано. По итогам супермногодневки наш гонщик показал лучший результат в карьере и занял 7-ю позицию в общем зачете гонки. Заслуженный мастер спорта, чемпион мира и участник Олимпийских игр доказал, что в «золотом возрасте» можно покорять любые вершины!

 

post-8-1232646296_thumb.jpg

(Выноска) В начале июня изматывающей гонкой в Милане лучшие профи мира завершили юбилейную девяностую (!) по счету «Джиро д'Италия». В 2007 году легендарная многодневка узнала новых героев. Прекрасную прессу и самые положительные отзывы от «боссов» гонки получили дерзкие новички — российская команда «Тинькофф. Кредитные системы». А ее капитан — представитель омского областного велоцентра Евгений Петров — показал 7-й результат в общем зачете гонки!

 

автор: Артем Хомутских

фото: Юлия Семенкова, Алексей Семёнов

журнал "Это Спорт" etosport.ru

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×