Перейти к содержанию

По Московско-Сибирскому тракту...


Uri

Рекомендуемые сообщения

Историческая преамбула..

 

Московско-Сибирский тракт.

Сухопутные дороги, связавшие Москву с городами Сибири. Сложился в середине XVIII века, потерял значение в связи с постройкой Транссибирской магистрали в начале ХХ века.

Прокладка Московско-Сибирского, или так называемого Большого Сибирского тракта, началась по распоряжению Сената в 1733. Тракт складывался из ранее наметившихся дорог. В 1735 он был готов, вымерен и в значительной степени снабжен верстовыми столбами. Он связал Москву с городами Сибири и проходил через Курган, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Чаус (Колывань), Томск, Кийское (Мариинск), Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Иркутск, Верхнеудинск и на Нерчинск.

В пределах Омской области тракт пересекал современные Большеуковский, Знаменский, Тарский, Большереченский, Муромцевский районы. Общая протяженность участка равнялась приблизительно 400 км.

До постройки железной дороги тракт был единственным путем сообщения Европейской России с Сибирью. По нему шло все товарное и почтовое движение: ввоз и вывоз товаров, транзит, внутр. передвижения. В зимнее время по тракту в разных направлениях проходило ежедневно до 1000 подвод. Он сгруппировал вокруг себя значительную часть населения Сибири, здесь располагались наиболее крупные населенные пункты. Полоса вдоль тракта была самым развитым промышленным районом Сибири.

В 1791 и 1797 по тракту был провезен писатель-революционер А.Н. Радищев, следовавший в Илимскую ссылку и обратно из нее.

 

Вот карта-схема тракта (красно-оранжевая линия)..

 

Shema.jpg

 

 

Теперь, собственно, амбула.. Планируется в ближайшем будущем проехать на велосипеде всю его Омскую часть и кусочки Новосибирской и Тюменской..

 

В совсем ближайшем будушем, а именно с 29.08.2008 по 31.08.2008 планируется проехать его кусочек от точки, где он пересекал Иртыш (переправа у с. Такмык) и далее - Артын, Копьево, Радищево, Резино, Мураши, Кушаги с просмотром памятных обелисков Радищеву в д. Артын и Радищево. Если верить документам, то от деревни Копьево до Резино неплохо сохранился участок тракта, хотелось бы удостовериться, что это так. Заброска на ракете до пристани Сеткуловка, что за Большеречьем. Прибытие в Омск электричкой от станции Татарск.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отрывок из книги Радищева "Записки путешествия из Сибири"

 

13 м

В Резине, выпив чаю, поспешили ехать и ехали до Копьева 20. Здесь дорога идет надвое: влево на Омскую крепость, куда возят с Барабы хлеб по подряду в 70 к. пуд, на завод винный, где цена также по 70 к.; закупают из Каинска. Дорога та же идет на Ишим и выходит на Тюмень ближе, нежели на

 

280

Тобольск, 300 вер.; по сей дороге проезд превеликий, обозы Ирбитской ярмарки тут ходят. За 3 вер. от Артыка бор и конец Барабы.

 

До Артыка на речке того ж имени две версты, от Иртыша 33. На Артыке живет старик Блинов, весьма добродушный. В 1795 году, когда хлеб на Барабе продавали в рубль и 1 р. 20 к., он продавал бедным по 50 к. и продавал более 700 пудов. У него 4 сына, и один только пьет мало вина. Промышляют.

 

На Артыке отобедали у крестьянина Долматова. NB. Кровлю на избе боится делать из опасения, не будет ли запрещения. Новая изба, доски половые 13 верш., стол так бел, как липовый. Хозяин ногу порубил, ему лекарства дал. В 3-х верстах есть мост во 100 саженях от Иртыша, к которому пристают паромы в высокие весенние воды. Его тянут от слободы (село) Такмыкской, а вниз плывет по Иртышу. До Такмыкской от мосту 7 верст. Летом в ней перевоз стоит на возвышенном берегу Иртыша и на углу взвоза церковь. Половина слободы внизу. Вид от оной прекраснейший.

 

Поднявшись на гору от Такмыкской, дорога идет древним берегом Иртыша, до коего местами досязает его разлитие, что составляет местами озерки, в кои заходит рыба, даже осетры. Летняя дорога до самой Тары идет возвышенностию, зимняя частию рекою, частию лугами мимо многих деревень, сидящих при Иртыше, из коих по летам все разъезжаются по заимкам со всем скотом, и деревни остаются почти пустые.

 

От Артыка до Мешкова 27, до Усть-Тары 29 вер. Здесь перемена только на зиму, а летом в Серпеневой на высоком берегу.

 

До Тары от Усть-Тары 32 вер.

 

14 м

В Таре. Приезжал комендант Зеленов. Имеет некоторые знания. Штаб-лекарь Козловский. Базар. Петр украл 50 коп.

 

Город Тара построен на высоте берега отдалившегося уже Иртыша. Другая половина внизу.

 

На Барабе видели пользу от экономического хлеба во время последнего неурожаю, также и в других местах.

 

Воскресенье 15 м

В Таре. Понедельник 16-е в Таре. Записка от сержанта ссыльного. – 17-го проехал И. Ф. 9 – 18-го лекарю отказ. – 19-е.

 

281

Люди поехали в Тобольск. – 20-е. Аня 10 захотела тафты на капот. 21. Исповедывалась. Ленту купил, не надела. Ссыльного поляка Охотского визит. NB. Жилину не с чем ехать. Баба во рту мажет. Инбирь, калган, ярь, нашатырь, крымза. NB. Купил на копейку, кисло, вкус металлический. Причастье принесли из церкви. Соборование маслом. Все довольны, один поп казался недоволен.–22-е. Визит поручика Ловцова, 11 едущего в Иркутск; он был в Японии, недоволен, что не дают лошадей. Визит от сменного винного пристава из Туруханска. NB. Если правда все, что сказывает, то истинно нещаслив. – 24-го был у купца Келейникова. Пробыв в Таре доле, нежели бы желание наше было, мы выехали 27 числа в половине дня.

 

До села Будакова 30 вер. Дорога идет по возвышенному древнему берегу Иртыша, правый оного берег ведет за собою сосновый лес, левый – низкий березник и вдаль болота. Таковая же дорога продолжается до Знаменского погоста или Чередова 20 вер., лежащего на озере Изюке, которое ни что есть, как залив из Иртыша. В сем озере, а паче в другом, в десять верст от Тары, ловят много рыбы даже и зимою, весьма вкусной. Едучи от Чередова, дорога почтовая идет влево на Аев реку, а другая ближайшая, по которой бывает проезд обозам, идет вдоль Иртыша большею частию чрез татарские селения. Сделаны для летней дороги просеки, но зарастают, и мосты сносит водою. Для того по ней не ездят летом.

 

Аевская слобода, где живет много богатых раскольников, в 18 верстах от Чередова, стоит на Аеве. Тут ныне почты нет, а переменяют лошадей в Завьяловой, в 26 вер. от Чередова. Тут живут посельщики. По Аеву селений довольно. И Челунина, от Чередова в 25 вер., также на Аеве. Тут за обедом крестьянин рассказывал, как ловили они разбойников, у которых атаман, ушедший из острога Иркутского, и подговорил партию в заводе винном близ Тары. (NB. Перевозчик вина имеет позволение выкуривать на заводе 4 на сто для усышки из своего хлеба). Нынешний исправник был на оном смотрителем. NB. Крестьяне за него внесли хлеба недостающаго 20 тысяч; отчего недоставало, знает Варлашов.

 

28-е м

От Челуниной до Фирстовой на Аеве 21 вер., до Рыбинской на Аеве 21, Становка, посельщики, на Аеве 20. В Зудиловском форпосте деревня большая налеве, станка ныне нет, а

 

282

переменяют в Верх-Аевской в 22 вер.; тут живут посельщики. Вся дорога идет березниками, и место плоское. Здесь начинается Зудиловский волок, место весьма болотистое. До Избушек 24 вер., до Ачимовой 29 вер., итак, волоку 53 версты, то есть от вершины Аева до реки Барсука. По сей речке селений довольно. Окольные места близ речки возвышеннее других, а в прочем одинаковы.

 

До Коточеговской на Барсуке 25 вер. С сей реки переезжают на Ишим, на котором летом перевоз под селом Воробьево Городище или Викулова, 21 вер.; в сию деревню приехали мы в вербное воскресенье. Тут всегда бывает остановка в лошадях. Мужики пьяные, запрягли много лошадей, и передние уехали, прогоны взяли вперед. Ямщик грамотей в широварах хвастает своим капиталом.

 

До Голопутова на Ишиме 31 вер. По Ишиму лес-березник, места плоские. В Голопутовой такая же была остановка, как в Викуловой, но я, перекрестясь, сказал, что, ехав в ссылку, меньше было остановки, нежели когда возвращаюся по указу императорскому. Тогда не стали шуметь. От нее начинается Кусерякский волок, 56 верст. На середине перемена в Чистяковой, в ней пять дворов, 29. До деревни Кусеряк, лежащей на Балаклае, в которую малая речка Кусеряк впадает, 27 верст

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Старт в 7.30 в пятницу от Речного вокзала. Дистанция примерно 180 км. Бюджет примерно 500 RUR. Прибыти в субботу около 21.00 на жд вокзал. Если захочется поехать медленно и ли зависнуть где нибудь то можно приехать в воскресеньн в первой половине дня. Иметь палатко-место, спальник, коврик, кружку :P Покрытие - Билайн, МТС :o

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ранним утром, еще на улице было темно, за окном отчетливо прозвенел колокольчик почтовой тройки. Явно он приближался. Неспешно отняв голову от подушки, я обнаружил, что играет побудная песня "Touch by touch" на моем КПК. Как обычно накануне путешествия в голове зароились мысли "..зачем это, кто я, где я, гав.. ли я ?". Впрочем, тоже как обычно, в мозгу высветилась крупными буквами заводская НАДпрограмма "все будет хорошо, это минутная слабость.." Ноги были засунуты в тапочки и начался подьем и сбор. Было еще темно, когда стартовал от дома, но по мере приближения к речному вокзалу, где меня ожидало речное судно типа "Восход", небо и, вместе с ней душа, светлели. Оказалось, это был последний рейс "Восхода" в этом сезоне. В пути разговорился с приятной женщиной Валентиной Феодосьевной. Она угостила меня яблочками из своего сада и поведала о том, что в деревне Танатово, где она проживает в летнее время, они содержат с мужем гостевой домик и приглашала останавливаться там за умеренную плату. Взял координаты.

 

В 12 часу катер высадил меня у деревни Сеткуловка.

Погода радовала глаз и душу и я начал путь на своей колеснице..

DSC04766.JPG

 

Дорога на Артын. В Артыне останавливался на отдых Радищев, когда следовал в Сибирскую ссылку.

Планировалось заснять стеллу, воздвигнутую в селе в честь этого события.

DSC04767.JPG

 

Вот слова Радищева в камне и стелла.

DSC04771.JPG DSC04772.JPG

 

Деревянные дома в деревне Моховой привал

DSC04777.JPG

 

На подьезде к деревне Копьево. Справа видны изрядные заросли конопли.

DSC04778.JPG

 

Деревня Копьево. Когда то здесь шли этапы каторжан, летели почтовые тройки, ехали купеческие обозы.

Сейчас здесь дворов 10. Деревенька постепенно умирает, впочем, как и множество других..

DSC04781.JPG DSC04780.jpg

 

А вот и сохранившийся участок тракта в деревне Радищево. Полотно конечно опустилось и поросло травой, но и сейчас хорошо видно.

Видны и придорожные рвы. Удивило то, что устройство тракта довольно широко, по теперешним понятиям - 3-4 автомобильных полосы.

Сохранившийся участок тракта мне любезно показал местный житель, согласившийся проехать туда со мной на велосипеде.

Он представлен на фото. Посетовал он также на то что деревня пустеет, еще несколько лет назад было дворов 300, сейчас - 30.

Многие уехали в Германию..

DSC04784.JPG DSC04787.JPG DSC04790.JPG

 

Дорога из Радищево в Резино - следующая по пути следования Московско-Сибирского тракта.

Резино - это уже Новосибирская область.

DSC04794.JPG

 

Колоритные жители села Резино.

DSC04795.JPG

 

В Резино тоже сохранился участок тракта. Местные жители называют его Екатерининский.

Когда разговаривал с жителями, остановилась рядом "Нива". Мужчина, сидевший, за рулем,

тоже принял участие в разговоре и предложил меня свозить посмотреть участок тракта, на

что я с радостью согласился. Вот он, тракт. Сейчас, конечно, он изрядно зарос.

DSC04801.JPG

 

Радушная семья жителей Резино на Екатерининском тракте.

DSC04802.JPG

 

Время уже было к вечеру и, отьехав километра три от села, я остановился на ночевку.

Откушав чаю с пряниками и несколько рюмок коньяку, некоторое время я полюбовался

звездами, для которых 250 лет, которые разделяют теперешнее время и время расцвета

Московского-Сибирского тракта, совсем ничто и благополучно уснул.

DSC04803.JPG

 

На следующий день путь весь мой пролегал по трассе, сначала грунтовой, затем асфальтовой,

впрочем, везде неплохого качества. Как оказалось, в Новосибирской области тоже есть деревня

Богословка и она тоже стоит на Омке. Вот и мост через Омку..

DSC04810.JPG DSC04811.JPG

 

В Татарск приехал где-то в 14.30 и через час уже ехал на электричке в Омск. Первый этап путешествия

по Сибирскому тракту завершился..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Душевно, всё-таки есть ещё люди на форуме...

Юрий, а как же мы второй этап поедем и без "Восхода"?

-

PS Тач бай Тач)))))))) а у меня на будильнике стоит James Brown "The Payback".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за комплимент, Андрей. :blush:

 

Если будет желание и возможность, то в сенябре ходит еще пассажирский теплоход Омск-Салехард. Участок пути Омск-Тобольск можно будет преодолеть на нем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юра, МАЛАДЦА!

Один, не побоялся...

Завидно блин... :)

 

P.S.Колоритных жителей села Резино ты специально выбирал таких? Да они будто с этапа и сколько-то зарезали...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юр, спасибо за отчет.

Андрей очень удачно слово подобрал: душевно.

Спокойно.

 

ПС. Мои последние выходные удачно съела работа... Остается извиняться только перед собой :huh:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

P.S.Колоритных жителей села Резино ты специально выбирал таких? Да они будто с этапа и сколько-то зарезали...

 

Ну что ты ! Они милые..милые.. Это они на фотографии такими кажутся.. :)

Кстати, тот, который на переднем плане, взял с меня клятву, что я вышлю фото.. Я дал.. :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, тот, который на переднем плане, взял с меня клятву, что я вышлю фото.. Я дал.. :blink:
Ну так напечатай на лазернике, заклей в конверт и отдай Оксане, чтобы отправила... Встретитесь потом опять и человек тебе обрадуется... ;)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, тот, который на переднем плане, взял с меня клятву, что я вышлю фото.. Я дал.. :blink:

 

Могу распечатать на цветном лазарнике, только фотобумаги нет.... есть оч. плотная 225 гр. зато глянцевая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Путешествие по тракту продолжается..Часть II.. Рабочее название 1 - "Пластилиновый мальчик" Рабочее название 2 - "Пешком по тракту без кандалов, но с велосипедом"

 

Очередной участок Сибирского тракта мыслилось преодолеть вместе с Alex F., но его непосредственно перед поездкой резко загрузили работой и он, со слезами на лице и словами "ну не могу я.." вручил мне кусочек себя в виде велофары, для того чтобы я осветил ею свой путь и помнил о нем.

 

В пятницу вечером я осуществил корыстную бартерную сделку где предметом торга с моей стороны был 7-метровый кусок сетевого кабеля, со стороны приятеля моего сына - заброска меня с велосипедом и рюкзаком на автовокзал на просторной машине зеленого цвета класса "Daewoo Matiz".

На автовокзале случайно встретил своего приятеля, не виделись лет 15. Потарахтев за жизнь, он помог мне загрузиться в автобус следующий по маршруту Омск - Знаменское. Плавно покачиваясь, он понес меня на север области километров эдак за 350. За окном поздний вечер, темно. Систематически падающая мне на плечо голова девушки, спящей рядом, почему то напомнила о школьном курсе физики, когда мы, юные, тщетно пытались привести примеры в ответ на вопрос учителя - "а какие периодические процессы вы знаете ?"

 

В Знаменское автобус прибыл в 3-ем часу ночи. Выгрузившись, затащил вещи в автовокзал и начал собирать велосипед. На угрожаующую реплику дежурной - "я буду сейчас закрывать вокзал", миролюбиво попросил подождать полчасика. Дежурная, посмотрев на мое доброе лицо, тоже прониклась этим чувством и молвив "..ну ладно уж", ушла к себе.

Собрав вел, вышел на улицу и нажал на кнопку включения велофары. Велофара упорно отказывалась включаться и светить. Пришлось положить ее в рюкзак, воодрузить на лоб диодный фонарик и так стартовать. Видимость, конечно, не ахти, но ехать можно. Малость поплутав по ночному Знаменскому, выехал на трассу и начал движение.

Автотранспорта практически не было, один раз меня только обогнала грузовая машина, когда я уже свернул на отрезок, ведущий к Большим Укам.

Дорога - асфальт. Ехалось нормально, вполне комфортно.

 

Около 5 часов утра обнаружил некоторый дискомфорт в езде. Вглядевшись в дорогу, понял - асфальт кончился, начался гравий вперемешку с грязью. Но ехать было можно. Но хуже и хуже. Обогнала легковая машина. Ехать стало еще хуже - колеса забивались грязью. Через некоторое время обнаружил обогнавшую меня легковую машину, севшую на днище в колее. Я уже тоже не ехал, а вел велосипед, периодически очищая налипшую грязь. Пообщались с водителем. Он рассказал что такой не очень хорошей дороги а в просторечии "ху..ой" еще километров 20. Сказал будет ждать что кто нибудь его дернет. Я пошел - поехал дальше. Отьехав метров 500, увидел что сзади стоящий автомобиль догнала еще одна легковая машина, водители коротко переговорили, позже приехавшая машина выдернула застрявшую, они развернулись и уехали назад, решив не испытывать судьбу.

Я продолжил свой скорбный путь. Я понял, откуда берется пластилин. Его берут здесь, на этой дороге, формуют, красят и кладут в коробочки. Так идя-едя, чистясь от грязи-пластилина я добрался до деревни Чаунино. Решив пополнить запасы воды. Заползая в деревню, таща за собой велосипед и увидя аборигена, издал возглас "Что ж у вас дороги то такие !" Абориген ничего не ответил, сочтя мой вопрос то ли из разряда глупых, то ли вечных. Поэтому когда из него вышли слова "Ну ты нагрузился !", очевидно в адрес моего рюкзака, я тоже ничего не ответил, притворившись молчаливым индейцем.

 

Деревня Чаунино. В свое время здесь стоял этап для обслуживания арестантских партий.

 

DSC04865.JPG DSC04864.JPG

 

Пополнив запас воды, продолжил путь. Достиг деревни Чебаклы. После Чебаклов километрах в двух, сзади раздался скрежет и педали перестали крутиться. При внимательном рассмотрении оказалось, что погнут петух, задний переключатель попал в спицы, натяжитель погнут - дальнейшее движение на велосипеде невозможно.

 

DSC04931.JPG

 

Попил водички, подумал. До Больших Уков оставалось километров 35. К этому моменту машин в мою сторону не было ни одной. Пошел дальше пешком. Дошел до деревни Уралы. Здесь уже дорога была более-менее. Показалась машина. Малодушно попытался ее остановить. Машина не остановилась. И мне подумалось - ".. а зачем ? Арестанты шли всю дорогу пешком, в кандалах, а мне надо пройти такой маленький кусочек тракта, без кандалов, да еще на велосипеде едет моя поклажа." Прийдя окончательно к внутреннему согласию, зашагал дальше, с удовольствием вдыхая прохладный осенний воздух. Подошел к мосту через Большой Аев. Время было около 15.00. Решил, что пора становиться на ночевку. В движении уже был с 4 часов ночи, грязный весь - надо было мыться и отдыхать. Отмывался часа 2. Лагерь разбил прямо под мостом.

 

DSC04871.JPG

 

 

Погода стояла чудесная. Солнышко вышло.. Обнаружил, что забыл взять с собой спиртное, но вспомнив, что я непьющий, успокоился. Похрустел луковицей с солью для профилактики простудных заболеваний, поел гречки с тушенкой, попил чайку с пряниками..И как завещали древние греки, начал мечтательно смотреть на спокойную воду.. Сверху на мосту раздались голоса..Судя по ним, двое местных юношей проходили неспешно по мосту..Услышав конец фразы "..чем пос..ть с высоты", увидел что водная гладь возмутилась тонкой струйкой, падающей с высоты моста. И невдомек было юному аборигену, мечтательно-завороженно смотрящему на падающее из себя вниз, что снизу из под моста спокойно-философски смотрит на это кто то еще...

Ночью иногда просыпался..Совсем рядом шуршала мышь.. Мысленно сквозь сон вяло говорил ей "кыш.." и снова засыпал..

Проснулся, сварил чаю, позавтракал и бодро двинулся в путь..

 

Очередная деревня Фирстово.. Это все старые деревни, в те времена, когда здесь проходил тракт, здесь были почтовые станции, меняли лошадей, а также были этапы для содержания арестантов.

 

DSC04883.JPG

 

Молчаливый вопрос "..ну куда ты, зачем все это..?"

 

DSC04887.JPG

 

Всяческие пейзажи..

 

DSC04867.JPG DSC04870.JPG

 

Деревня Баслы..

 

DSC04896.JPG

 

Почти у цели..

 

DSC04899.JPG

 

В Больших Уках заселился в гостиницу.. Следующий день посвятил походу в музей истории Московско - Сибирского тракта, читальный зал местной библиотеки и экскурсии по Большим Укам..

 

Здание музея..

 

DSC04912.JPG

 

Внутри музея..

 

DSC04904.JPG DSC04906.JPG DSC04908.JPG

 

Раньше Большие Уки назывались по другому

 

DSC04914.JPG

 

Старый деревянный мост

 

DSC04915.JPG

 

Верстовой столб тракта в Больших Уках

 

DSC04926.JPG

 

Районный дом культуры

 

DSC04920.JPG

 

Просто домик

 

DSC04923.JPG

 

Штаб-квартира КПРФ

 

DSC04928.JPG

 

А теперь - дискотека !

 

DSC04922.JPG

 

В понедельник рано утром отбыл на автобусе в Омск.

 

Еще один кусочек тракта пройден..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юра, здорово. С удовольствием почитала. Вдохнула чистый и свободный воздух северов благодаря твоему рассказу. Очень душевно. Спасибо Тебе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...