Перейти к содержанию
PIOneer

Вело мастера боится!

Рекомендуемые сообщения

Впервые я (автор) услышал про Дениса 2 года назад – на третий день после покупки велосипеда. Случайные велопопутчики упоминали его имя. Когда я спросил, кто это, на меня посмотрели, как на прокаженного…и тут же повезли в старый корпус СибГУФКа, чтобы ликвидировать этот постыдный пробел в моем «образовании».

 

Веломеханик Денис Денисов – личность в омских велокругах действительно легендарная. Через его руки прошел, наверное, каждый третий горный и каждый второй шоссейный велосипед в нашем городе. Многие считают Дениса всемогущим, и верят что «восьмерки» он исправляет взглядом, колеса переспицовывает силой мысли, а велосипед может собрать даже из конструктора «Лего»…

  • +1 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
.

Между тем, технического образования у механика №1 нет. Хватило и сверх-насыщенной практики: еще будучи студентом СибГУФКа он выезжал на гонки вместе с командой и был незаменим уже тогда. А в школьные годы Денисов и сам гонял достаточно успешно. Участвовал во всероссийских соревнованиях, был кандидатом в мастера спорта. После вуза некоторое время работал тренером, а шесть лет назад обосновался в старой мастерской на Ленина 2а.

 

post-8-1241550414_thumb.jpg

 

Эта вело-обитель имеет более чем 40-летнюю историю. На стенах имена первых выпускников кафедры велоспорта и пожелтевшие плакаты с велогонок 60-ых годов, в углу – пара громоздких станков советского производства. На видавших виды верстаках десятки, а то и сотни разномастных ключей. Эта комната мало похожа на стерильные, оборудованные по последнему слову техники мастерские спецмагазинов. Именно поэтому в ней чувствуется душа и так легко поверить, что ее хозяин действительно способен творить чудеса.

 

- Когда я принимал эту базу, здесь было практически пусто. Стояли станки, всё было чистенько, но ничего лишнего: в наследство от старого владельца мне достался ящик, в котором лежало три ключа. В том числе пара «семейников», которые шли в комплекте с каждым советским велосипедом. Потом стал обживаться. Ключами вот обрастаю до сих пор. Хочешь того или нет, всё время появляются новые, без которых просто не обойтись.

- Денис, опиши свой самый типичный трудовой день. Что здесь обычно происходит?

- Да не знаю. Ремонт велосипедов происходит (улыбается). Прихожу в 11 часов, ухожу в 20 и так всю неделю без выходных.

 

post-8-1241550429_thumb.jpg

- И во сколько появится первый посетитель? Кто это будет, заслуженный тренер, спортсмен или просто байкер с улицы?

- По-разному бывает, но работы хватает всегда. Особенно сейчас, весной и летом. Да и зимой тоже: приходят спортсмены, ремонтируются. Я обычно помогаю, подсказываю. Выдаю ключи, смазку. Но самая напряженная пора – это подготовка к сборам. Велосипеды у кого в общежитии стоят, у кого дома. О том, что их нужно привести в порядок обычно вспоминают дня за 3 до выезда. Прибегают сюда и начинают что-то делать.

- Допустим, предстоит серьезная гонка: сколько велосипедов сразу могут прикатить на оперативный осмотр, на регулировку?

- Когда я ездил с командой, у меня было 9-10 велосипедов. Во время многодневной гонки ты каждый день технику промываешь, смазываешь, настраиваешь, правишь колеса. Помогать особо некому, а делать надо. Отсюда, от безысходности, привычка работать быстро. У меня на всё уходило часов пять. Поспать-то тоже хочется! А вставать рано – гонки начинаются в 8 утра. Потом спортсмены отдыхают, едят, готовятся. Ты тем временем разгружаешь технику и начинаешь мыть.

- Для этого есть специальное помещение или всё происходит на открытом воздухе?

- Если на соревнованиях, то на открытом воздухе. Должно быть только место, куда можно шланг подключить. Остальное у тебя всегда с собой – складная стойка, шланги, ведра, станок для правки колес. Всё это, и прочее имущество едет в «техничке» - машине техпомощи.

- Наверное, во время гонок самая большая проблема – проколы. А в «мирное» время? С чем обращаются чаще всего?

- Обычно требуется настроить переключатель – чтобы колесо «по щелчкам» работало. Один щелчок на ручке переключения сделал – на одну передачу переключилось. Она же может щелкнуть, но цепь останется на месте. Будет трещать, а на нужную звездочку не переведется. Второе – исправление «восьмерок». Ну а дальше – непонятные звуки. Стуки, скрипы – просят разобраться, в чем дело.

 

post-8-1241550422_thumb.jpg

- Может это «духи» живут в велосипедах? Как ты вообще к технике относишься, как к куче железа или признаешь, что у нее есть свой характер?

- Не характер, скорее дух хозяина (улыбается). Допустим, человек ездил на гоночном велосипеде три года, потом получил новый, а этот кому-то отдал. Проходит 2-3 месяца – лопается рама. Хотя особой мистики тут нет: у каждого своя техника езды, а металл привыкает к чему-то одному, к привычным колебаниям. Садится новый человек, у него другая техника, он не так давит на педаль, вот рама и не выдерживает.

- Рама обычно – образец надежности, а какие узлы, части велосипеда самые уязвимые? Что проще заменить, чем ремонтировать?

- Проще сразу брать хороший велосипед! Неподготовленный человек приходит в магазин, для него все велосипеды одинаковые – рама, руль, два колеса, цепь – на всем можно ездить. Вопрос в другом: насколько долго. Обычно как происходит? Человек выбирает велосипед, денег не хватает и он покупает технику с обычными V-брейковыми тормозами, потом хочет на ту же раму поставить дисковые. Все крепления для этого есть, но втулки придется менять, тормоза покупать, переставлять. Получается накладно. Дешевле сразу купить что-то серьезное.

- Чаще приходится заниматься ремонтом или модернизацией техники?

- Ремонтом. Модернизацию не каждый себе позволит и времени уходит больше. Хотя некоторые увлекаются ею так, что за три года от прежнего велосипеда остается переключатель и вынос руля.

 

post-8-1241550436_thumb.jpg

 

- Когда тебе приносят что-нибудь абсолютно «убитое», ты можешь честно сказать человеку: «Выбрасывай!» Или в любом случае будешь ремонтировать?

- Нет. На какие-то вещи уже нет смысла тратить время и деньги. Проще купить новый велосипед. Человек к старому привык, будет сложно, но надо себя заставить. Это как чемодан без ручки – нести невозможно, а выкинуть жалко.

- Тебе проще общаться с профаном или продвинутым пользователем? Припасены для их обозначения какие-то жаргонные словечки?

- И с теми и с другими общаюсь нормально. А жаргона особого нет. Единственное, что спортсмены – всегда спортсмены, а любители – это туристы. На чем бы они ни ездили. Нельзя же назвать человека, который катается просто для оздоровления спортсменом. Правильно? Но это абсолютно не значит, что «туристы» чем-то хуже. Среди них есть такие, которые фору дадут иным спортсменам! Любители же тренируются для себя, а спортсмены иногда для галочки.

- Если увидишь на улице кого-то озадаченного поломкой, подойдешь, подскажешь что-нибудь?

- Обычно я езжу на машине, некогда по сторонам смотреть. И потом, у меня ни дома, ни в машине нет велосипедных ключей. Ни одного. Чтобы хоть здесь от работы отдохнуть. Мало того, что я в мастерской безвылазно ремонтируюсь, так еще и дома. С ума можно сойти!

- Кстати, у тебя сейчас свой велосипед есть?

- Нет, на него просто не хватило бы времени. Покупать, чтобы он на стенке висел? Нелогично. Да и накатался я в свои годы – особо не тянет.

- Какие ошибки в процессе катания обычно приводят к поломкам? Иными словами: как надо ездить неправильно, чтобы чаще обращаться к Денису?

- Разгоняться и въезжать в бордюр, не поддергивая руль и не вставая с седла. Получим 2 сломанных колеса. Из менее очевидных ошибок – неумение пользоваться переключателем, особенно передним. Отсюда сломанный переключатель, погнутые звезды. Скрежет, хруст, стук.

- Если человек не «чайник», какой процент ремонтных работ он может совершить дома?

- Сделать можно многое. Но рано или поздно эти велосипеды попадают ко мне. Смотришь: в общих чертах всё сделано правильно, но есть погрешности. Из 10 собранных дома колес идеально работает одно. Бывает, для ремонта требуется куча специальных ключей. Люди их покупают за немалые деньги, но в итоге приходят сюда, потому что не смогли разобраться, как ими пользоваться. Я не говорю, что я самый умный, а эти люди ничего не понимают в технике. Просто человек всегда совершенствуется в том, чем он занимается постоянно. И гораздо сложнее развиваться, когда ремонтируешься от случая к случаю.

 

post-8-1241550441_thumb.jpg

 

- У тебя очень редкая профессия: жалеешь, что рядом нет коллег, с которыми можно было бы пообщаться, обменяться опытом?

- Мои друзья-коллеги действительно большей частью живут в других городах. Кто-то до сих пор работает в командах, кто-то в магазинах. Время от времени встречаемся. Есть и в Омске сообразительные люди, но не каждый захочет быть механиком – целый день возиться в мазуте, в грязи, потом отмывать руки мылом, порошком, соляркой. Немногим это понравится.

- Ты 10 лет проработал механиком в команде, по тем временам ностальгии нет?

- Конечно, была в этом своя романтика. Везде поездил, многое повидал. Но я тогда был молодым, свободным. А сейчас у меня жена, дочка, двое сыновей, как я могу отправиться куда-то без них?

- Интересно, какая-то из тех поездок вспоминается особенно тепло?

- Много чего вспоминается (улыбается). У меня жена из Крыма. Мы с командой каждый год ездили туда на сборы. Там мы с Аней и познакомились. В один прекрасный момент я просто забрал ее оттуда…

А вообще после гонок механики часто своим «кругом» собираются: стоим вместе, ремонтируемся. За это время каждый успеет рассказать, чего и сколько у него сломалось, что хитрого он придумал.

 

post-8-1241550446_thumb.jpg

 

- Профессию ты открывал для себя «с нуля» или можешь назвать кого-то своим учителем?

- На первых порах что-то показывали, до чего-то доходил сам. А потом поднатаскался, многое стал делать по-своему. Книгами, интернетом, другими ресурсами не пользуюсь. Если появляется что-то новое – тем интересней. Есть конкретная запчасть, которую кто-то собрал. Я разбираю ее, понимаю, как она работает, и снова собираю.

- Денис, скажи честно, велосипеды всегда «уступают» мастеру или иногда им удается поставить тебя в тупик?!

- Изредка случается. Берешь гоночный велосипед, настраиваешь трансмиссию. Детали новые, одной фирмы, а вот не настраивается! В итоге сделаю, конечно, просто это займет чуть больше времени. Но чаще всего, если что-то не получается и время позволяет, просто откладываю вещь в сторону. Скажем, начинаю править колесо, а оно ни в какую. Вешаю его куда-нибудь подальше. Через пару дней мне становится нечего делать, и я за 15 минут его правлю. Бывает и такое!

 

post-8-1241550505_thumb.jpg

Неоднократный чемпион СССР, мастер спорта международного класса, заслуженный тренер СССР Иван Михайлович Скосырев:

- Дениса я знаю с 1995 года, ему тогда лет 19 было. Вместе мы «проехали» более ста гонок. Молодой толковый механик, хорошо знал свое дело. И даже в этом возрасте прозвище у него было «Домовитый». В гонке что-то сломалось: нужно деталь срочно заменить. Есть ли она в машине? Понадобиться может что угодно. У Дениса всегда всё находилось. А если не находилось – делал сам. Был такой случай: сломался задний переключатель, а он приспособил под него обычный семейный ключ! Это вообще фантастика! Велосипед заработал. Денис делал вещи можно сказать из ничего.

Это за границей механик в основном сменщик деталей. Поменял – выбросил, запчастей много. А наш мастер всегда даст вещи вторую жизнь. В общем, если в команде нет хорошего механика, на гонки лучше вообще не ездить.

На трассе над нами всегда довлеет случай и мастер должен быть готов ко всему. Говорят хороший вратарь в команде – 50 % успеха, а хороший механик – может быть еще больше. У него всегда есть запасные колеса, детали. Но бывают гонки, в которых поломки идут одна за другой. «Патроны кончаются», а сплоховать нельзя: минута потерянного времени – километр, а то и больше, который придется наверстывать гонщику. И Денис в полевых условиях выходил из всяких положений. Жара градусов 30-40°C, стоит раскаленная «Волга» пикап. А он в ней как кочегар в котельной, весь в поту, руки в масле, что-то перекручивает, чинит. Даже колеса в такой тесноте спицевал.

Помню, в одной из гонок он помог проколовшемуся спортсмену другой команды. Потом некоторые, вместо того чтобы к своим механикам идти, шли к Денису. По итогам всей многодневки, а это был чемпионат России, судьи и тренеры признали его лучшим механиком гонки.

 

 

Текст: Артём Хомутских

Фото: Алексей Семёнов

журнал "Это Спорт" etosport.ru

  • +1 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
что за три года от прежнего велосипеда остается переключатель и вынос руля.

Хе-хе, о ком это он? :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
что за три года от прежнего велосипеда остается переключатель и вынос руля.

Хе-хе, о ком это он? :D

Не знаю, но у меня некоторое время оставался от Башпайлота только передний перекл и вынос :P Вынос я заменил примерно когда вышла статья, а перекл сейчас не использую из-за другой рамы :)

 

И это всего за два года после покупки )))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Интересное интервью...

Да вел такая штука что через год, два заменишь вообще все узлы вела)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Гость Shantee

Хорошая статья, приятно почитать, автору спасибо :) .

 

Отдельно хотелось бы восхититься мужеством и стойкостью Анны. Переехать в Омск из Крыма :huh: ? Добровольно :o ? За такое в жены декабристов без экзаменов зачисляют B) .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

хоть чем-то омскому мтб можно гордиться)) самым лучшим веломехаником! :D

Статья классная :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Статья просто супер...

Блеск... Читается просто удивительно легко...

По поводу замены узлов, я полностью согласен)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
хоть чем-то омскому мтб можно гордиться)) самым лучшим веломехаником! :D

Статья классная :)

 

а причём здесь мтб?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

потому что большинство катает на МТБ байках...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кто не знает Дениса тот велох

xD

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Кто не знает Дениса тот велох

 

Попрошу таких высказываний не делать, есть люди которые сами себе Байки чинють !!! (И не были ещо у Дениса )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Кто не знает Дениса тот велох

xD

 

ХТ, неверное высказывание....

 

Я о Денисе узнал всего-то зимой.

До этого справлялся либо сам, либо в К4.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

замечательный человек! чудесный механик!... "Мастер на все руки"!!!

прекрасная статья!!! :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×