Перейти к содержанию
Nicord

Двухподвесы

Рекомендуемые сообщения

Давно хотел собрать базовые сведения о двухподвесах в одну тему.

Изменено пользователем Nicord
  • +1 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
.

Базовые определения

 

 

В определениях под словамм "амортизатор" и "подвеска" подразумеваются как вилки, так и задние амортизаторы. Там, где есть различия это будет уточняться особо.

 

Travel (ход подвески) - расстояние, на которое перемещается ось колеса при полном сжатии подвески. Считается по прямой линии от начальной (подвеска разжата полностью) до конечной точки (подвеска сжата полностью) без учёта сэга.

 

Траектория колеса - линия, вдоль которой движется ось колеса при сжатии подвески.

- Классические амортизационные вилки обеспечивают траекторию колеса в виде прямой линии.

- Однорычажная подвеска двигает ось колеса по дуге, центр которой приходится на главный шарнир рамы. Характер работы подвески при разработке новой рамы нельзя изменить в широких пределах так как главный шарнир нельзя существенно сдигать с места.

- Четырёхрычажные подвески перемещают ось также по дуге, но центр этой дуги не привязан к какому то шарниру, а является виртуальной точкой, которая в процессе сжатия подвески способна двигаться. В итоге ось колеса при сжатии четырёхрычажной подвески описывает S-образную кривую (в общем случае). Характер движения этой точки задаётся длиной шарниров и выбирается исходя из предполагаемого назначения рамы, что даёт разработчикам широкие возможности по изменению поведения подвески.

 

Preload (прелоад) - преднагрузка т.е. нагрузка, изначально приложенная к амортизатору, без учёта веса велосипедиста. Фактически это регулировка жёсткости пружины. Обычно прелоад имеется на пружинных амортизаторах и представлен резьбовым элементом, позволяющим дополнительно сжать пружину. Он необходим по той причине, что металлическая пружина не идеально соответствует весу велосипедиста и в итоге амортизатор может иметь неправильный (слишком маленький) сэг. Если амортизатор позволяет настраивать прелоад, то его величина (сила давления на пружину) суммируется с весом велосипедиста. Прелоад работает только на увеличение - за счёт дополнительного сдавливания пружины мы как бы виртуально увеличиваем вес велосипедиста (или можно сказать, что мы виртуально уменьшаем жёсткость пружины), чтобы сэг амортизатора стал больше (чтобы подвеска сжалась сильнее). Прелоад не может уменьшать сэг - для его уменьшения требуется установка менее жёсткой пружины. На воздушных амортизаторах прелоад обычно не настраивается так как сэг на них может быть точно выставлен изменением давления водуха. Также принято говорить, что на вилках marzocchi прелоад иногда выполняется в виде воздушной подкачки, но принцип работы у него там другой - за счёт подкачки воздухом увеличивается жёсткость позитивной пружины. Но фактически это действие обратное прелоаду - оно работает только на увеличение жёсткости пружины.

 

Sag (сэг) - параметр, показывающий насколько сжимается подвеска под весом велосипедиста. Считается в процентах от хода амортизатора (не путать с ходом подвески). Наиболее распространённая рекомендация - сэг в 30%. При наличии на амортизаторе прелоада, он настраивается до тех пор, пока не будет получен желаемый сэг (актуально для пружинных амортизаторов т.к. имеющаяся стальная пружина зачастую неточно подходит к весу велосипедиста). С увеличением прелоада сэг будет расти. Слишком маленький сэг (10%) сделает подвеску излишне жёсткой, слишком большой (50%) вызовет раскачку при педалировании и заставит подвеску пробиваться. В общем случае сэг настраивается под стиль езды (чем экстремальнее, тем сэг больше; увеличивают до тех пор, пока подвеска не начнёт пробиваться).

 

Free sag - сэг велосипеда без велосипедиста, когда подвеска сжимается под собственным весом. На практике этот параметр применяется очень редко, но помнить о нём всё же стоит.

 

Damper (демпфер) - устройство, регулирующее скорость колебания элементов подвески. Как правило демпфер применяется для замедления колебаний пружин. Велосипедные демпфера бывают двух видов - эластомерные и масляные. В эластомерном демпфере основную роль играет эластомер - упругий элемент, который сжимается быстрее, чем восстанавливает форму. Эластомерный демпфер актуален только для короткоходных подвесок (30-70мм). Для больших ходов применяется масляный демпфер - в нём скорость движения меняется за счёт сил трения, возникающих в потоках масла протекающих через специальные отверстия (при этом происходит нагревание масла). Регулируя размер отверстия можно менять скорость протекания масла и, соответственно, скорость сжатия/разжатия демпфера. Демпфирование обычно применяется для замедления чего-либо.

 

Rebound (отскок) - скорость разжатия подвески после сжатия (наезд на препятствие, педалирование, посадка на велосипед).

 

Rebound damping (демпфирование отскока) - изменение скорости отскока подвески путём его демпфирования. Чем отскок медленнее, тем медленнее разжимается подвеска и наоборот. Когда говорят большой или малый отскок имеется в виду - большое или малое демпфирование отскока. Демпфирование отскока мешает подвеске разжиматься, поэтому большой отскок это медленный отскок. Отскок обычно замедляют, чтобы запасённая в пружине после сжатия энергия не выкинула велосипедиста из седла, когда подвеска разожмётся. При слишком медленном отскоке подвеска не будет успевать разжиматься при езде по ухабам и в итоге сожмётся полностью. При слишком быстром отскоке велосипед будет трясти, пропадает смысл подвески.

 

Low-Speed Rebound Damping (низкоскоростной отскок, LSR) - отскок при низкой скорости движения штока. Посколько скорость штока на отскоке зависит в основном от пружины, под LSR понимается обычно отскок в начале хода. Например распрямление вилки при езде по мелким неровностям. На большинстве вилок и амортизаторов настройке не поддаётся. Следует помнить, что LSR взаимосвязан с HSR и в действительности может работать на протяжении всего хода, в зависимости от фактического давления, приложенного к контуру LSR.

 

High-Speed Rebound Damping (высокоскоростной отскок, HSR) - отскок при высокой скорости движения штока. Посколько скорость штока на отскоке зависит в основном от пружины, под HSR понимается обычно отскок в конце хода. Например распрямление вилки при езде по большим неровностям. На большинстве вилок и амортизаторов настройке не поддаётся. Следует помнить, что HSR взаимосвязан с LSR и в действительности может работать на протяжении всего хода, в зависимости от фактического давления, приложенного к контуру HSR. Когда демпфер HSR открывается, масло идёт в обход LSR.

 

Compression (компрессия) - скорость сжатия подвески при её нагрузке (наезд на препятствие, педалирование, посадка на велосипед).

 

Compression damping (демпфирование компрессии) - изменение скорости компрессии путём её демпфирования. Чем быстрее компрессия, тем быстрее сжимается подвеска. По сути это калька с английского так как компрессия и есть сжатие. Настройка компрессии обычно не требуется и на большинстве двухподвесов отсутствует. Она применяется когда есть необходимость экономить энергию и не позволять подвеске лишний раз сжиматься. Чем больше демпфируется компрессия, тем медленнее подвеска сжимается. Предельный случай демпфирования компрессии - блокировка подвески. Не путайте демпфирование компрессии (сжатие становится всё более медленным, независимо от давления) с прогрессией (сжатие становится всё более трудным, независимо от скорости).

 

Low-Speed Compression Damping (низкоскоростная компрессия, LSC) - демпфирование компрессии при малых скоростях движения штока. Например при педалировании или входе в поворот.

 

High-Speed Compression Damping (высокоскоростная компрессия, HSC) - демпфирование компрессии при больших скоростях движения штока. Например при наезде на камни. Когда демпфер HSC открывается, масло идёт в обход LSC.

 

Lockout (блокировка) - функция амортизатора, лишающая его возможности сжиматься или разжиматься, что также лишает возможности двигаться и подвеску. В общем случае блокировка действует только на сжатие и не действует на отскок - заблокированная подвеска сохраняет способность разжиматься. Это особенно актуально для амортизаторов оснащённых функцией порога срабатывания - заблокированная подвеска откроется при наезде на препятствие (амортизаторы без этой опции будучи заблокированными в этом случае выйдут из строя). Блокировка, действующая как на сжатие, так и на отскок (позволяющая заблокировать подвеску не только в разжатом, но и в любом желаемом положении) широкого распространения в современных велосипедах не получила.

 

Leverage ratio (рычажность подвески) - отношение хода подвески к ходу амортизатора. Амортизатор в большинстве рам установлен таким образом, чтобы элементы рамы работали как рычаг, преобразуя усилие сжатия. Из-за наличия такого рычага сжатие амортизатора отличается от сжатия подвески. Например при рычажности рамы равной 3 (т.е. подвеска проходит путь в три раза больший), сжатая подвеска с ходом 120 мм вызовет сжатие амортизатора на ход 40 мм.

 

Shock stroke (ход заднего амортизатора) - расстояние в миллиметрах, на которое сжимается задний амортизатор при полном сжатии подвески. Для амортизационных вилок данное понятие не применяется - рычажность у них отсутствует, ход вилки равен ходу подвески.

 

Линейная подвеска - подвеска, рычажность которой в процессе сжатия не меняется.

 

Прогрессивная подвеска - подвеска, рычажность которой в процессе сжатия становится меньше (уменьшается рычаг для сжатия амортизатора, сжатие всё труднее).

 

Регрессивная подвеска - подвеска, рычажность которой в процессе сжатия становится больше (увеличивается рычаг для сжатия амортизатора, сжатие всё проще).

 

Прогрессивно-регрессивная подвеска - подвеска, рычажность которой зависит от текущего положения и в процессе сжатия может становится как больше, так и меньше.

 

Линейный амортизатор - амортизатор сжимающийся прямо пропорционально приложенному усилию. Пример - амортизатор со спиральной стальной пружиной.

 

Прогрессивный амортизатор - амортизатор требующий всё больших усилий по мере сжатия. Пример - амортизатор с воздушной пружиной, амортизатор с конической и бочкообразной спиральной стальной пружиной (в велосипедных подвесках применяются очень редко).

 

 

Базовые виды подвесок

 

 

Я смотрю народ путается в названиях подвесок. Посему я решил сделать картинку и описать базовые виды.

 

Предлагаю свою собственную систему классификации т.к. с рычагами-шарнирами слишком муторно, имхо. Картинку делал быстро и не очень аккуратно:). Где-то написано название подвески, где-то - модель байка.

post-2213-0-12261100-1373877473_thumb.jpg

 

Изменено пользователем Nicord
  • +1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Понятнее не стало :D По Рисункам сложно что то отличить. Что значит задняя ось "подвижна"? Потом потру за собой)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

 

Вот тут видно, как мгновенный центр вращения оси постепенно смещается в процессе сжатия:

ellworth_susp_07_f.gif

 

1347165273rtm1m.jpg

 

Ось подвески может быть подвижной или неподвижной. Неподвижная это шарнир у однорычажек, подвижная - виртуальная точка, которая существует на 4-х рычажных подвесках. В силу того, что она виртуальная она может перемещаться в процессе сжатия подвески.

 

Флексионную подвеску я записал сразу в обе т.к. теоретически карбоновые перья могут давать оба варианта.

 

Удалять ничего не надо уже:). Я просто хотел застолбить первые два поста в теме.

 

 

Изменено пользователем Nicord

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

 

Подвеска в общем случае бывает:

Однорычажная - ось заднего колеса крепится на палке.

odna.jpg

 

4-х рычажная - ось заднего колеса крепится на дальнем от рамы сегменте параллелограмма.

10.jpg

4bar6001.jpg

4 - это сама рама, а 1 - перо с осью.

 

Split-pivot

Шарнир подвески является одновременно и осью втулки.

ExplodedRender-600x449.jpg

 

Ну вот в общем и всё. Есть ещё три с половиной соффтейла, два с половиной вида многорычажных подвесок и over 9000 маркетинговых названия, которые ничего не значат. Ну и ещё есть 100500 разновидностей этих схем, которые могут выглядеть так, что жуть берёт, но суть та же у них. Например дополнительные шарниры для управления аммортизатором или плавающая каретка.

 

Кадабру я записал в многорычажки, но сейчас сомнения возникли - нигде нет фото нормального качества:(.

 

 

Изменено пользователем Nicord

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

подтягивай архивы норкоромана!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Где ж их подтянуть, он ж удалил страницу вроде?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

основные тезисы мона под кат и в шапку

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гдета были архивы, я находил )

 

http://norcoroman-zip.livejournal.com/

 

вот например ошмётки

 

 

Изменено пользователем FAZer
  • +1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ваши пожелания о чём написать? Предложения?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ваши пожелания о чём написать? Предложения?

мне больше бы хотелось услышать рассуждения какая подвеска лучше? чем?

как должна работать идеальная подвеска? как приблизиться к идеалу?

что можно сделать что бы подвеска работала как хочется?

замена одного амортизатора на другой что даст при одной и той же подвеске?

для разных типов подвески нужны разные амортизаторы по свойствам?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

мне больше бы хотелось услышать рассуждения какая подвеска лучше? чем?

Никакая подвеска не лучше. Всё решает конкретная реализация конкретной модели.

 

для разных типов подвески нужны разные амортизаторы по свойствам?

Да, нужны разные.

 

Наверное я пока список определний подополняю, там ещё много всего надо написать. Дело в том, что я хочу описать самые общие вещи. При таком подходе не получится описать какая подвеска лучше т.к. у них множество прямо противоречащих друг другу параметров.

  • +1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я думал смысл двухподвеса в подрессоренном заднем колесе, а тут - все так же сидишь на жестком заднем, но на кочках руль болтается?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

На этом велосипеде вообще не сидят при езде. Седло только для управления.

  • +1 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×